локальные бренды от тульских художников и художниц
лонгрид
Тула деревянная или деревянное зодчество в советский период
Жилые кварталы деревянных улиц Тулы и гражданская архитектура во второй половине 20 века
лонгрид
Тула деревянная или деревянное зодчество в советский период
Жилые кварталы деревянных улиц Тулы и гражданская архитектура во второй половине 20 века
Вы помните, был такой советский мультфильм про дядюшку Ау? Бородатый старичок не заметил, как оказался в самом центре города, хотя всю жизнь провёл в лесной глуши. Подъёмный кран перенёс его избушку на самый последний этаж свежепостроенной высотки. Внутри советской многоэтажки изба осталась прежней: вот лестничная площадка, вот мусоропровод, вот лифт... И тут же — печь и деревянная скамья. Дверь разделяет два удивительно разных мира. Разница между ними бросается в глазах и на улицах Тулы: вот новостройка, а под её боком стоит-держится старый деревянный дом.
На первый взгляд, деревянных домов сохранилось меньше, чем каменных, но это обманчивое ощущение. Во второй половине XVIII века в городском центре и в центрах административных частей разрешалось строить деревянные избы только при условии, что они будут закрыты обшивкой или штукатуркой. Сохранившиеся и выдержавшие проверку временем каменные дома оказываются деревянными избами.
Вы помните, был такой советский мультфильм про дядюшку Ау? Бородатый старичок не заметил, как оказался в самом центре города, хотя всю жизнь провёл в лесной глуши. Подъёмный кран перенёс его избушку на самый последний этаж свежепостроенной высотки. Внутри советской многоэтажки изба осталась прежней: вот лестничная площадка, вот мусоропровод, вот лифт... И тут же — печь и деревянная скамья. Дверь разделяет два удивительно разных мира. Разница между ними бросается в глазах и на улицах Тулы: вот новостройка, а под её боком стоит-держится старый деревянный дом.
На первый взгляд, деревянных домов сохранилось меньше, чем каменных, но это обманчивое ощущение. Во второй половине XVIII века в городском центре и в центрах административных частей разрешалось строить деревянные избы только при условии, что они будут закрыты обшивкой или штукатуркой. Сохранившиеся и выдержавшие проверку временем каменные дома оказываются деревянными избами.

(…) бревенчатые срубы будут замаскированы, закрыты дощатой обшивкой, «якобы каменной», либо штукатуркой, положенной на обрешётку поверх бревенчатого сруба. (…) Всё это обусловило преобладание дерева над камнем на весьма длительный срок. Например, по Киевской (сейчас проспект Ленина), Посольской (Советская), Петровской (Ф. Энгельса) и на прилегающих к ним улицах в центре города (Тургеневской, Льва Толстого, Жуковского и других), не говоря уже об окраинах, в течение долгих десятилетий деревянные строения доминировали.

Статья «Тульский деревянный дом» С.Д. Ошевского, Тульский краеведческий альманах
К концу XVIII века в Туле было почти 1 500 деревянных домов, из них только 74 — из камня. За XIX век город разросся до 8 000 изб, в то время как количество каменных строений увеличилось до 659*. Посмотрите, даже спустя сто лет облик города всё ещё создавали срубы, а каменные дома так и остались редкостью! Индустриализация и нарастающая урбанизация, ставшие символом XX века, изменили дореволюционные купеческие деревянные дома и крестьянские избы. Дома покупались и переделывались под несколько семей работников заводов. В XXI веке деревянные свидетели истории уже не выстояли. Деревянные дома горят, разваливаются под давлением времени и исчезают под натиском застройщиков.

*Статья «Тульский деревянный дом» С.Д. Ошевского, Тульский краеведческий альманах
Спасительная плёнка или фотофиксация артефактов
В 80-е годы XX века молодой геолог Игорь Казимирчик часто выходил со своей плёночной камерой на фотопрогулки по знакомым улицам. Сложно оценить значение момента, пока ты находишься внутри события. Только спустя годы обнаруживается то золото, которое хранили старые снимки: на плёнку попали исчезнувшие дома и потерянные перекрёстки.
К тому, что дома потихоньку исчезают, отношусь с грустью. С одной стороны, это неумолимый ход времени, неизбежное старение материалов, из которых построены дома. А с другой — наше пренебрежительное к ним отношение, жажда комфорта и креатива... Старые дома — это история города, его суть. Можно настроить самых комфортабельных и креативных стекляшек и получить ещё один сити, каких тысячи от Лапландии до Патагонии. Но будет ли это Тулой?
Игорь Казимирчик
История похожа на множество лоскутков разных размеров и форм, старых и чуть поновее, приятных и тех, что хочется спрятать и никогда никому не показывать. Они лежат отдельными жгутиками-полосками, и каждый человек крутит их, как придёт в голову, собирает в свою дерюжку. Деревянная Тула сохранилась на карте города жутковатыми пятнами. Эти районы навевают грусть: пыль от дороги, осевшая толстым слоем на фасаде и стёклах домов; запах сырости и плесени от раскрытой подъездной двери; заколоченные калитки и разбитые окна.
Нельзя просто сделать вид, что этих пятен нет. Их исчезновение не пройдёт без последствий. Исключение из повествования неприятных моментов — это отрицание собственного опыта, истории. Попытка выбрать только то, что симпатично, что соответствует личным взглядам на жизнь, приводит к однобокому взгляду на события.
История похожа на множество лоскутков разных размеров и форм, старых и чуть поновее, приятных и тех, что хочется спрятать и никогда никому не показывать. Они лежат отдельными жгутиками-полосками, и каждый человек крутит их, как придёт в голову, собирает в свою дерюжку. Деревянная Тула сохранилась на карте города жутковатыми пятнами. Эти районы навевают грусть: пыль от дороги, осевшая толстым слоем на фасаде и стёклах домов; запах сырости и плесени от раскрытой подъездной двери; заколоченные калитки и разбитые окна.
Нельзя просто сделать вид, что этих пятен нет. Их исчезновение не пройдёт без последствий. Исключение из повествования неприятных моментов — это отрицание собственного опыта, истории. Попытка выбрать только то, что симпатично, что соответствует личным взглядам на жизнь, приводит к однобокому взгляду на события.
Может ли быть по-другому или положение в пространстве как контекст
В России есть несколько площадок под открытым небом, над которыми ещё с советского времени работали исследователи, этнографы и архитекторы. Это музей-заповедник «Костромская слобода» и новгородские «Витославлицы»: деревянные постройки, перенесённые с ближайших областей и деревень на одну площадку. Жилые дома и культовые постройки выкупали у владельцев и перевозили на территорию музея. Именно благодаря этому удалось сохранить многие образцы деревянной архитектуры.
Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» расположен недалеко от Великого Новгорода, в уникальной ландшафтной среде с видом на озеро и старое городище. В первой половине XIX века здесь располагалась усадьба графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. В составе экспозиции от усадьбы сохранились две каменные постройки. Со второй половины XX века «Витославлицы» пополнялись культовыми постройками и другими объектами деревянного зодчества под контролем архитектора-реставратора Л. Е. Красноречьева. На 33,4 га представлены интерьеры овина, житницы, деревенской кузницы и пожарного сарая; конюшня и гумно с ригой; бани и ветряные мельницы.
Музей-заповедник «Костромская слобода» хранит не меньше памятников деревянного зодчества: основная территория этого музея располагается за стеной Ипатьевского монастыря, на месте впадения реки Костромы в Волгу. Создание в Костроме музея под открытым небом связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС. С затапливаемых территорий перевезли первые экспонаты и особо ценные памятники деревянной архитектуры.

Фотографии из «Костромской слободы» и «Витославлиц»: Владимир Бузов.
Башня. Культовые сооружения Витославлиц
Великий Новгород, Витославлицы. Серия открыток из путешествий по Центральной России художника Олега Агафонова. Открытки из серии продаются поштучно.

Материал: дизайнерская бумага.
Размер: А6 (10х15см).
В Тульской области нет похожих музеев, но на территории этнографического музея можно познакомиться с последней водоразборной будкой «Конной» 1894-го года. Такие будки использовали для разлива воды до начала XX века, а потом на смену им пришли колонки. Часть деревянных построек снесли (они мешали проезду транспорта), а другую часть переделали под жильё. Благодаря активистам (в том числе Марии Воронцовой, сотруднице ТИАМа*), одна из семнадцати тульских водоразборных будок открылась для посещения в 2021 году. Эта будка лишилась своего привычного окружения, но зато сохранилась для истории.

*ТИАМ — Тульский историко-архитектурный музей, инициирует множество акций по сохранению и восстановлению разных объектов в городе (от старых вывесок и регулярных уборок в некрополе до сохранения и транспортировки будки, о которой идёт речь).
В Тульской области нет похожих музеев, но на территории этнографического музея можно познакомиться с последней водоразборной будкой «Конной» 1894-го года. Такие будки использовали для разлива воды до начала XX века, а потом на смену им пришли колонки. Часть деревянных построек снесли (они мешали проезду транспорта), а другую часть переделали под жильё. Благодаря активистам (в том числе Марии Воронцовой, сотруднице ТИАМа*), одна из семнадцати тульских водоразборных будок открылась для посещения в 2021 году. Эта будка лишилась своего привычного окружения, но зато сохранилась для истории.

*ТИАМ — Тульский историко-архитектурный музей, инициирует множество акций по сохранению и восстановлению разных объектов в городе (от старых вывесок и регулярных уборок в некрополе до сохранения и транспортировки будки, о которой идёт речь).
Огромный вклад в сохранение деревянной архитектуры Тулы внесли организаторы и волонтёры проекта «Том Сойер Фест». В 2015 году в Самаре прошёл первый «Том Сойер Фест» — фестиваль, сплотивший горожан вокруг решения материальных и социальных проблем, связанных с историко-культурным наследием. Волонтёры, специалисты и активисты более чем в 30 городах России объединяются и приводят в порядок внешний вид города, переходя от слов к делу. Это фестиваль для всех, кто хочет сделать свой город лучше, кто разделяет ценности идеолога фестиваля Андрей Кочеткова и кому важно активно действовать и сохранять общественное достояние. В Туле «Том Сойер Фест» организовала Евгения Сиволоцкая. Первый сезон прошёл в 2021 году по адресу ул. Пирогова, д. 2, а в этом году «Том Сойер Фест» в Туле взялся сразу за два новых дома на ул. Буденного, д. 5 и ул. М. Смирнова, д. 23.
Огромный вклад в сохранение деревянной архитектуры Тулы внесли организаторы и волонтёры проекта «Том Сойер Фест». В 2015 году в Самаре прошёл первый «Том Сойер Фест» — фестиваль, сплотивший горожан вокруг решения материальных и социальных проблем, связанных с историко-культурным наследием. Волонтёры, специалисты и активисты более чем в 30 городах России объединяются и приводят в порядок внешний вид города, переходя от слов к делу. Это фестиваль для всех, кто хочет сделать свой город лучше, кто разделяет ценности идеолога фестиваля Андрей Кочеткова и кому важно активно действовать и сохранять общественное достояние. В Туле «Том Сойер Фест» организовала Евгения Сиволоцкая. Первый сезон прошёл в 2021 году по адресу ул. Пирогова, д. 2, а в этом году «Том Сойер Фест» в Туле взялся сразу за два новых дома на ул. Буденного, д. 5 и ул. М. Смирнова, д. 23.
Почему было важно провести фестиваль в Туле? Что поменялось и благодаря чему появились силы запустить «Том Сойер Фест» в Туле и не ждать, пока это сделает кто-то ещё?
Я много раз уже говорила в своих интервью, что давно мечтала, чтобы проект «Том Сойер Фест» пришел в Тулу. Я много о нем слышала, мне близки его ценности и даже его основатель Андрей Кочетков приезжал в Тулу в ТИАМ с лекцией о том, как запустить фестиваль. Однако время шло и всё никак не находился смельчак, готовый взять это в свои руки. Но я не переставала думать о проекте. Даже домик у меня уже был на примете (его мы и сделали в первом сезоне).
И вот пришла очередная весна, начало строительного сезона, а это значит, что если не начать что-то делать сейчас, то ещё один сезон будет пропущен, ни один дом не будет спасён, а, может, и разрушится за это время. Понимаете, чем дольше мы ждём, чем дольше откладываем на «потом», тем всё меньше и меньше старой архитектуры мы можем спасти. Ведь дома, особенно те, которые в ветхом состоянии, каждый день стоят под дождем и ветром, каждый день понемногу стареют, ветшают и разрушаются. Кто-то скажет, что сейчас не время, что есть дела поважнее, но нужно понимать, что когда это время придёт (если придёт), то сохранять будет уже просто нечего.
Я вообще человек дела, и когда вижу, что что-то не так или что-то не делается, то задаю себе вопрос: я готова этим заняться? Я готова потратить на это своё время? Мои текущие дела и заботы позволяют мне этим заниматься? Если я понимаю, что нет, то и болтать об этом не буду. Но в случае с «Том Сойер Фест» я решила, что именно сейчас я готова, ну как готова — просто тянуть уже некуда. Конечно, проблем с деревянной архитектурой в Туле очень много, и кто-то может сказать, что один дом ничего не решит, но по мне лучше сделать один дом, чем не сделать ничего.
С какими сложностями вы столкнулись в первом сезоне фестиваля и повторились ли они во втором?
В первом сезоне, так как всё закрутилось очень быстро и мы достаточно поздно начали (мне тогда так казалось), всё как-то медленно шло. Я думала, что вот в следующем году всё сделаем иначе, начнём раньше, чтобы больше поработать в теплую погоду, пораньше закрыть сезон, как-то более расслабленно, что ли.
Но тут меня карма подвела и все мои планы не сбылись. Причем это не зависело от меня, здесь много факторов, в том числе объективных. Решила, что пусть будет как будет, что успеем — то успеем. Стараюсь плыть по течению, потому что всё время быть в напряге тяжело.
Как реагируют жители соседних домов? Получилось ли вовлечь их в процесс?
Мне бы хотелось, чтобы нашему примеру последовали жители соседних домов, ведь порой не так уж и сложно привести в порядок свой дом, но пока я не наблюдаю такой динамики и её связи с фестивалем.
Как выглядит портрет волонтёра?
Так сложилось, что в прошлом сезоне у нас сформировалась команда волонтёров, которые уже регулярно приходят на объекты и это очень здорово. Я знаю, что это люди, на которых можно положиться. У нас есть и архитекторы, и офисные работники и даже патологоанатом. В основном, это люди интеллектуального труда, которым хочется переключиться и сменить деятельность.
Что для вас деревянное зодчество?
Для меня деревянные дома, как и вся историческая архитектура, — это наша история. Мне кажется, человек не может быть без ощущения своих корней. Я в детстве ездила к бабушке и тёте в маленький провинциальный городок в Ставропольском крае, там почти весь город — это частные дома. Самые тёплые воспоминания моего детства связаны с частным домом, собственным двором и свисающим над ним виноградом. Ну и конечно, я сама живу в деревянном доме в историческом центре и мне хочется, чтобы больше людей узнали, как это здорово.
Сдача отреставрированного дома — один из самых трогательных моментов. Так ли это?
Для меня самый волнительный момент — это поиск дома, когда мы ходим вокруг него и думаем, потянем или нет? А какой он будет после? Сдача готового дома — это гораздо менее романтично, потому что к концу сезона накапливается усталость и чувствуется лишь облегчение, что всё смогли. Я ведь толком насладилась тем, как мы сделали дом на Пирогова, только спустя несколько месяцев после завершения сезона, благо я вижу его каждый день, так как живу рядом.
Делай что можешь и будь что будет.
Деревянная изба
Деревянная изба
или история про дом, благодаря которому появился этот текст
Бревенчатая изба на фотографиях служила декорацией к историям, которые я слышала сотни раз во время семейных застолий. Легко упустить из виду то, что находится у тебя под рукой! Мне потребовалось несколько лет, чтобы сначала заинтересоваться историей города, а потом, через неё, искать ответы и недостающие фрагменты в прошлом родственников. Изба, о которой идёт речь, касается более 20 лет истории моей семьи. Дом купили прадедушка и прабабушка, в нём сыграли свадьбу дедушка и бабушка, в нём прошло детство мамы... И все эти годы дом был любим.
28 часов

было потрачено на интервью с бывшими жильцами дома и очевидцами жизни избы
5 раз

архитектор уточняла и правила план дома с участком, чтобы сохранить привязку к местности
4 человека

стали источниками информации и данных для восстановления внутренней планировки
28 часов

было потрачено на интервью с бывшими жильцами дома и очевидцами жизни избы
5 раз

архитектор уточняла и правила план дома с участком, чтобы сохранить привязку к местности
4 человека

стали источниками информации и данных для восстановления внутренней планировки
Красноармейский проспект связывает железнодорожный (Московский) вокзал с центром города. До начала ХХ века по нему проходила конная железная дорога (конка), а в 1960-х рельсы с основных улиц перенесли на соседние (например, с проспекта Ленина — на соседнюю Фридриха Энгельса, а с Красноармейского проспекта — на Коминтерна). Сама улица раньше носила название Суворовская. Она была застроена деревянными одноэтажными домами, большая часть которых не сохранилась. Деревянная героиня этого материала располагалась на улице Сойфера, как раз между Красноармейским проспектом и трамвайными путями. На месте деревьев теперь «Магнит Экстра», а дом стоял там, где сейчас находится палатка с пиротехникой (рядом с домами 16 и 18 на ул. Сойфера).

Предварительная работа и сбор информации

Всю вторую половину ХХ века центр Тулы активно расчищали под многоэтажки и застройку спальных районов. Изба находилась на второй линии от Красноармейского проспекта, поэтому до неё добрались только к 80-м годам. До этого времени изба продавалась, покупалась и как минимум один раз пересобиралась.
Внутреннее убранство сохранилось только в памяти жильцов, а внешнее (в том числе облик фасада, расположение огорода, деревьев в саду, хозяйственных построек на самом участке) удалось восстановить по фотографиям. Эти кадры я видела много раз, но ещё никогда не рассматривала так внимательно. Нам не всегда по силам сразу увидеть что-то по-настоящему важное рядом.
Потребовалось несколько интервью, чтобы уточнить расположение комнат внутри избы, количество печей и материалы перегородок. После того как основная версия и хронология событий были приведены в порядок, текст и фотоматериалы отправились к архитектору Виктории Смирновой. Она превратила их в план с реальными размерами, по которым можно было бы снова ощутить, что дом где-то там всё ещё стоит.
Избу купили в 1958–1959 гг. и ещё 20 лет она была жилой, пока её не определили под снос. Один этаж, по главному фасаду — три окна, примыкающая с правой стороны калитка и ворота. Летняя веранда и три боковых окна добавляли света и освещали внутренние помещения. На участке два огорода, деревья (яблони и сливы), сарай, летняя кухня и уличный туалет. Расположение избы и внутренних помещений типовое для изб ХIX–XX века, что подтверждает инфографика из альбома по Среднерусской черноземной области 1902 года (см. изображение ниже). Похожую планировку описывает Красноречьев в своей работе по «Витославлицам»:
«Сени по старой традиции расположены сзади, за северной стеной избы, из них вход в жильё.(…) Крыльцо и лестница, ведущая на сени, располагались с восточной стороны избы. (…) Изба освещалась через три окна на главном фасаде и одно на боковом восточном.(…)В избе в северо-западном углу располагалась большая русская печь, обращённая устьем к востоку. Почти посередине жилья, но сдвинутая к востоку, стояла вторая маленькая печь – «голландка». От неё вдоль избы к передней стене шла перегородка, и от неё поперёк всего жилья другая. В результате помещение расчленялось на три обособленных комнаты: кухню, являющуюся одновременно прихожей, общую комнату и спальню. (…) Из сеней через проём в северной стене был вход в дощатый туалет, покоившийся на столбах.(…) Лицевую сторону передка образовывали примыкающая к избе калитка, обычно с полукруглым завершением, и рядом с нею широкие ворота»
«Народное творчество Новгородчины. Витославлицы», Л.Е. Красноречьев
Чтобы при сезонной усадке избы зазоры позволяли стенам дышать, внутренние перегородки из досок не доходили до потолка на 10–15 см. Они делили интерьер на комнаты для 8 человек (три семьи: двое детей и шестеро взрослых). Скамейки, привычно проложенные вдоль стен под окнами в крестьянских постройках, отсутствовали. Это объясняется повторной сборкой избы, которая упоминается в работе Красноречьева по «Витославлицам». Пазы от скамеек, оставшиеся в брёвнах после переборки, замазывали глиной, закрывали дранкой и клеили сверху обои.
«Многие избы не сохранились в первоначальном виде, потому что перебирались: "Смущало прежде всего то, что изба перебиралась дважды. При последней переборке в 1944 году, выполненной инвалидами войны за самогон, многие старые, но явно здоровые брёвна были выброшены, некоторые перепутаны, уложены не на свои прежние места". (…) Изба перебиралась дважды. О второй переборке уже отмечалосьсделана в 1944 году. Жители деревни хорошо это помнили. Первая выполнялась, возможно, в 20-30-е годы 20 столетия. Могла быть вызвана неравномерной просадкой углов и стен, приведших к перекосу постройки»
«Народное творчество Новгородчины. Витославлицы», Л.Е. Красноречьев
Фрагмент сохранившейся стены с обоями водоразборной будки
Инфографика из альбома «Россия. Полное географическое описание нашего отечества под редакцией В.П.Семенова. Среднерусская черноземная область», 1902 год
Фрагмент дранки на перегородке водоразборной будки
Инфографика из альбома «Россия. Полное географическое описание нашего отечества под редакцией В.П.Семенова. Среднерусская черноземная область», 1902 год
Потолок водоразборной будки, на котором видно крепление к несущей конструкции
Фрагмент сохранившейся стены с обоями, посёлок Дугна
«Интерьер. Поскольку изба последний раз перебиралась в 1944 году, её внутреннее оформление соответствует этому времени. Стены изначально протёсаны «в лас» со округлением в углах, за исключением самых нижних брёвен у пола. После сборки большие щели на брёвнах, в углах и широкие углубления против пазов промазали глиной, несмотря на то, что венцы жилья уложены на мох. Затем стены оклеили бумагой и обоями»
«Народное творчество Новгородчины. Витославлицы», Л.Е. Красноречьев
Моей основной задачей было графическое отражение общей схемы участка и планировочной структуры дома по описанию его жителей. Эта иллюстрация — дань человеческой памяти и семейной истории, которая связана с утраченной деревянной избой. Одним из значимых элементов культурной и национальной идентичности российских провинциальных городов является застройка деревянными жилыми домами. Не все из них представляют собой объекты культурного наследия, но при этом они содержат социокультурные смыслы.
Одним из способов сохранения деревянных строений является создание музеев под открытым небом. Впервые идею экспонирования крестьянских построек с воссозданием бытовой обстановки в открытой среде в городском королевском парке предложил осуществить швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен в 1790 году. Ряд специалистов считает, что в исключительных случаях можно создавать архитектурно-этнографические музеи транслоцированного типа. Это позволит сохранить хотя бы отдельные памятники деревянного зодчества, несмотря на утрату исторической среды и разрушение визуальных связей.
После сортировки всей информации и уточнения деталей архитектор приступила к работе над планом. Чтобы помочь вам составить представление о том, как этот участок выглядел в реальной жизни, к плану подобраны фотографии из семейного архива.
Добро пожаловать!
Добро пожаловать!
16
14
15
13
12
11
10
9
7
6
8
5
4
3
2
1
1

Ворота. Денис Аникеев со своей собакой

2

Боковая стена дома. Жители дома и их гости

3

Крыльцо. Лена Бузова (Гришина) на порожках дома

4

Соседская изба и стена сарая. Свадьба Алевтины Аникеевой и Михаила Гришина в 1967 году

5
Слева крыльцо и цветы «золотой шар». На заднем фоне белый сарай. Свадьба Алевтины Аникеевой и Михаила Гришина в 1967 году
6

Калитка. Фото от стены соседнего дома. Александр Аникеев уходит на работу

7

Крыльцо и веранда. Ефимия Аникеева (Провоторова). Вид из огорода

8

Вид на сарай. Владимир Аникеев, слева и справа от него огород

9

Огород. Денис Аникеев с внучкой Еленой Бузовой (Гришиной)

10

Огород. Ефимия Аникеева и Михаил Гришин смотрят на огород

11

Стол возле соседней избы. Михаил Гришин смазывает цепь своего велосипеда

12

Сарай. Елена Бузова (Гришина) и её подруга на мотоцикле

13

Лавочка возле дома. Денис Аникеев играет на гармони, а Алевтина Гришина (Аникеева) танцует со своей дочерью Леной Бузовой (Гришиной)

14

Дорожка в огороде. Кот Пушок

15

Боковая стена одной из печей. Лена Бузова (Гришина) и её двоюродный брат Александр Аникеев

16

Кресло в основной комнате. Михаил Гришин и его племянница

Елена Бузова
воспоминания о жизни в этом деревянном доме:
«Старый частный сектор в городе — это как остров невезения в океане комфорта. Именно так думали жители частных домов, в которых не было ни централизованного отопления, ни воды, ни газа, ни теплого туалета, ни душа, ни ванны.
Зимой, протаптывая дорожки в снегу от дома к колонке с водой, шли люди, чтобы набрать несколько вёдер или бидонов воды для собственных нужд. Колонка на улице зимой замерзала и жильцам частного сектора ничего не оставалось, как укутывать её одеялами и чем-то подогревать. Колонка являлась источником жизни. По другой стороне дороги стояли друг за другом, как домино, пятиэтажки, в которых было и тепло, и вода, и свет, и газ, и канализация. Но кто же пустит чужого частника к себе в квартиру за теплой водой? А какова романтика затопленных участков частного сектора во время весеннего половодья, грязь во дворах, а летние цветники за изгородью, огороды на заднем дворе с огурцами, помидорами, луком, петрушкой, кустами малины, крыжовника, яблонями, сливами и вишнями! Ни один житель пятиэтажки не мог наесться зелепушек в начале лета, нахвататься глистов от поднятых с земли и съеденных фруктов и овощей, а потом насидеться вволю в туалете с выгребной ямой и уж точно не могли нанюхаться аромата, расползающегося по всей округе, когда приезжали ассенизаторы — машины для очистки выгребных ям.
Мне было лет пять и почти всё своё свободное время я проводила с бабкой и слепым дедом, который никак не хотел отдавать меня на растерзание воспитателей детского сада. Я говорю "почти", потому что вечерами папа и мама читали со мной книги, зимой строили ледяную горку во дворе, играли, папа водил меня с собой в лавку за керосином для лампы. А вот днём... И чему я только не научилась сидя дома с бабкой и дедом: и плевать на раскалённую докрасна заслонку в печке, и дразнить бабку, и плясать под гармошку с бубенцами, на которой играл мой дед, и нюхать с дедом табак, и петь, сидя на завалинке перед домом, жалобные песни. Всё как в фильмах про беспризорников. И это происходило днём, когда отец и мать были на работе и видеть моих подвигов не могли. Однажды моему отцу, ведущему инженеру-конструктору на заводе, коллега сообщил, как звонко и жалобно я пою, жаль только руку для милостыни не протягиваю. Мой папа не хотел такой судьбы для своей дочери, и, внимательно расспросив меня обо всех моих способностях, вынес вердикт: "В детский сад! Срочно!".
С того момента папа проводил со мной практически всё свободное время, исправляя ошибки деда и бабки в моём воспитании и моих познаниях».

Елена Бузова
воспоминания о жизни в этом деревянном доме:
«Старый частный сектор в городе — это как остров невезения в океане комфорта. Именно так думали жители частных домов, в которых не было ни централизованного отопления, ни воды, ни газа, ни теплого туалета, ни душа, ни ванны.
Зимой, протаптывая дорожки в снегу от дома к колонке с водой, шли люди, чтобы набрать несколько вёдер или бидонов воды для собственных нужд. Колонка на улице зимой замерзала и жильцам частного сектора ничего не оставалось, как укутывать её одеялами и чем-то подогревать. Колонка являлась источником жизни. По другой стороне дороги стояли друг за другом, как домино, пятиэтажки, в которых было и тепло, и вода, и свет, и газ, и канализация. Но кто же пустит чужого частника к себе в квартиру за теплой водой? А какова романтика затопленных участков частного сектора во время весеннего половодья, грязь во дворах, а летние цветники за изгородью, огороды на заднем дворе с огурцами, помидорами, луком, петрушкой, кустами малины, крыжовника, яблонями, сливами и вишнями! Ни один житель пятиэтажки не мог наесться зелепушек в начале лета, нахвататься глистов от поднятых с земли и съеденных фруктов и овощей, а потом насидеться вволю в туалете с выгребной ямой и уж точно не могли нанюхаться аромата, расползающегося по всей округе, когда приезжали ассенизаторы — машины для очистки выгребных ям.
Мне было лет пять и почти всё своё свободное время я проводила с бабкой и слепым дедом, который никак не хотел отдавать меня на растерзание воспитателей детского сада. Я говорю "почти", потому что вечерами папа и мама читали со мной книги, зимой строили ледяную горку во дворе, играли, папа водил меня с собой в лавку за керосином для лампы. А вот днём... И чему я только не научилась сидя дома с бабкой и дедом: и плевать на раскалённую докрасна заслонку в печке, и дразнить бабку, и плясать под гармошку с бубенцами, на которой играл мой дед, и нюхать с дедом табак, и петь, сидя на завалинке перед домом, жалобные песни. Всё как в фильмах про беспризорников. И это происходило днём, когда отец и мать были на работе и видеть моих подвигов не могли. Однажды моему отцу, ведущему инженеру-конструктору на заводе, коллега сообщил, как звонко и жалобно я пою, жаль только руку для милостыни не протягиваю. Мой папа не хотел такой судьбы для своей дочери, и, внимательно расспросив меня обо всех моих способностях, вынес вердикт: "В детский сад! Срочно!".
С того момента папа проводил со мной практически всё свободное время, исправляя ошибки деда и бабки в моём воспитании и моих познаниях».
Иллюстрированный онлайн-путеводитель по Туле
Нелегко заметить здание на улице, мимо которого проходишь каждый день. Те дома, что сохранились — свидетели истории и создают нам настроение до сих пор. Путеводитель по Туле  — это ещё один повод посмотреть на город свежим взглядом и просто прогуляться
Самая яркая ассоциация с советскими постройками — это конструктивизм. Образ жилья заводского рабочего крепко связан с оптимизированными квартирами-ячейками, домами-коммунами или панельками. Именно поэтому я никак не могу привыкнуть к соседству истории. За сталинскими многоэтажками прячутся старые деревянные избы, которые не исчезли за прошлое столетие и сохранились сейчас. Они видели так много… Они проживут дольше меня.
Спасибо, что прочитали этот материал до конца. Узнали про Тулу что-то новое из этой статьи? Отправляйте ссылку на неё друзьям и знакомым — это лучший способ показать, что вам было интересно! Репосты поддерживают желание выпускать такие тексты чаще и привлекают новых авторов, серьезных специалистов и специалисток, чтобы мы вместе могли создать больше интересных статей.
Над лонгридом работали:
дизайнерка
Идея, текст, фотографии, интервью, вёрстка и дизайн
архитектор
Схема участка и объёмно-планировочная структура дома
редактор
Корректура материалов лонгрида
Список литературы для дополнительного чтения от архитектора Виктории:

1. Мигас Я. А. К вопросу изученности проблемы интеграции современной и исторической архитектуры // Архитектура и дизайн. – 2018. – № 2. – С. 16 - 25. DOI: 10.7256/2585-7789.2018.2.29306.
2. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
3. «Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года» (утв. Минкультуры России).
4. Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия» (зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 N 38812).
5. ГОСТ Р 59124-2020. Сохранение объектов культурного наследия. Состав и содержание научно-проектной документации проекта зон охраны.
6. Приказ от 29.07.2010 N 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений».
7. ГОСТ Р 56891.5-2017 Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 5. Деревянное зодчество.
8. Тихонов В. В. Методические рекомендации по формированию и развитию этнографических музеев под открытым небом. Иркутск: «Репроцентр А1», 2013. С. 80