локальные бренды от тульских художников и художниц
Исследование и личное эссе
Деревянное зодчество в Туле
на примере жилого дома
Вы помните, был такой советский мультфильм про дядюшку Ау? Бородатый старичок в свитерке Хэмингуэя не заметил, как оказался в самом центре города, а не в глуши леса, где жил много лет. Его избушку перенесли подъемным краном на самый верх нового многоэтажного дома и встроили в угловую квартиру. Я обожаю эту серию, потому что внутри советской многоэтажки изба осталась прежней. Вот лестничная площадка, вот мусоропровод, вот лифт...и тут же его печь, деревянная скамейка и сруб. Два удивительно разных мира разделяет дверь.
Эта разница бросается в глаза не только в мультфильме: вот новостройка, а под её боком стоит-держится деревянный дом. Центр Тулы сохранил немало прекрасных образцов деревянного зодчества несмотря на темпы исчезновения других деревянных собратьев. История города

Таких улиц в центре сохранилось немало, несмотря на то, что Вот эта разница между внутренним и внешним всегда меня занимала. Деревянные избы никуда не делись с наступлением советского союза/после 17 года. Да и в Туле со второй половины 18 века городском центре и в центрах административных частей Тулы разрешили строить деревянные избы, при условии, что они будут закрыты обшивкой или штукатуркой.
(…) бревенчатые срубы будут замаскированы, закрыты дощатой обшивкой, «якобы каменной», либо штукатуркой, положенной на обрешётку поверх бревенчатого сруба. (…) Всё это обусловило преобладание дерева над камнем на весьма длительный срок. Например, по Киевской (сейчас проспект Ленина), Посольской (Советская), Петровской (Ф. Энгельса) и на прилегающих к ним улицах в центре города (Тургеневской, Льва Толстого, Жуковского и других), не говоря уже об окраинах, в течение долгих десятилетий деревянные строения доминировали.»
Кто-то там Ольшевский (надо проверить в бибилиотеке ещё)
К концу 18 века в Туле насчитывалось почти 1500 деревянных домов, из них только 74 были каменные, а к концу 19 века деревянных стало больше 8000, а каменных за это время увеличилось до 659. Неудивительно, почему пожары уничтожали так часто облик улиц…и продолжают делать это до сих пор в тех небольших сохранившихся уголках города, где деревянные дома не исчезли до конца.
Название раздела
(что успели сохранить и вот в таком духе ещё пара предложений нужны) В 80-е годы Игорь Казимирчик ходил в плёночной камерой по соседним улицам, благодаря ему сохранились фотографии тех изб, что сейчас уже не выжили. Посмотрите на его снимки. (Тут снимки-галерея и рассказ про Игоря).
Какое-то одно слово-фраза, которые подводят итог всему (или вообще описание должности и деятельности максимум в двух предложениях.
Имя Фамилия
должность и ссылки на социальные сети безопасные
Одна из улиц, по которой я до чёртиков боялась гулять раньше — это трамвайные пути по оборонной. Большая часть маршрута — это деревянные дома, чьи стены покрылись пылью и грязью от дороги, а окна и двери забиты досками и стёкла разбиты. Ощущение, что я иду по кладбищу. В этих домах редко встретишь ровный забор, сохранившиеся ступеньки и наличники, не разбитые и не пластиковые окна… и воду. Да, вода все ещё из колонок. И таких «пятен» на карте города сохранилось не так много. Они все неприятные, закрытые…но ведь невозможно просто закрыть глаза на прошлое и оставить только то, что легко укладывается в мои представления о правильном и никак не противоречит моим взглядам.
Отрицать всё то, что я не понимаю или мне не нравится – значит отказаться от значимой и важной части собственной истории, которая в том числе диктует мой выбор, поступки; объясняет мотивы и поведение. История вообще похожа на огромное полотно из лоскутков, которое должны были собрать хотя бы в дерюшку, но оно так и лежит отдельными жгутиками и каждый крутит его как придёт в голову.
Деревянная Тула была для меня жутковатыми пятнами на карте городе, через которые совсем не хотелось ходить.
Большая часть сохранившихся в Туле изб выглядит плохо: они рассыпаются и сгнивают заново, их не переизбирают, не ремонтируют и случаи, когда их сохраняют и перевозят настолько редки, что становятся событием для всего города.
А может быть по-другому?
Деревянная Вологда выглядит иначе, но только в тех местах, где домами занялись: их обжили, сохранили и следят за качеством. На образцы деревянного зодчества приятно смотреть, удивительные балконы и колонны…такого в Туле я даже не видела. Один из проектов, сохраняющий по всей стране деревянное зодчестве — том Сойер фест. Инициатива, которая выросла и перенеслась в разные города. В Туле в проходит третий дом и второй сезон фестиваля, им занимается имя фамилия.
Кажется, это даже написано в описании группы, не дождавшись фестиваля в Туле, вы решили сделать его самостоятельно и не ждать. Почему было важно провести фестиваль в Туле? Что поменялось и благодаря чему появились силы запустить Той Сойер Фест в Туле и не ждать, пока это сделает кто-то ещё?
Я много раз уже говорила в своих интервью, что давно мечтала, чтобы проект Том Сойер Фест пришел в Тулу, я много о нем слышала, мне близки его ценности и даже его основатель Андрей Кочетков приезжал в Тулу в ТИАМ с лекцией как запустить фестиваль. Однако время шло и все никак не находился смельчак, готовый взять все в свои руки. Но я не переставала думать о проекте, даже домику меня уже был на примете (его мы и сделали в первом сезоне).
И вот пришла очередная весна, начало строительного сезона, а это значит, что если не начать что-то делать сейчас, то еще один сезон будет пропущен, ни один дом не будет спасен, а может и разрушится за это время. Ведь понимаете, чем дольше мы ждем, чем дольше откладываем на «потом», тем все меньше и меньше старой архитектуры мы можем спасти. Ведь дома, особенно те, которые в ветхом состоянии, каждый день стоят под дождем и ветром, каждый день понемногу стареют, ветшают и разрушаются. Кто-то скажет, что сейчас не время, что есть дела поважнее, но нужно понимать, что когда это время придет (если придет), то сохранять будет уже просто нечего.
Я вообще человек дела, и когда я вижу, что что-то не так или что-то не делается, я задаю себе вопрос: я готова этим заняться? Я готова потратить на это свое время? Мои текущие дела и заботы позволят мне этим заниматься? Если я понимаю, что нет, то я и болтать об этом не буду. Но в случае с Том Сойером я решила, что именно сейчас я готова, ну как готова, просто тянуть уже некуда. Конечно, проблем с деревянной архитектурой в Туле очень много, и кто-то может сказать, что один дом ничего не решит, но по мне лучше сделать один дом, чем не сделать ничего.
С какими сложностями вы столкнулись в первом сезоне фестиваля и повторились ли они во втором?
В первом сезоне, так как все закрутилось очень быстро и мы достаточно поздно начинали (мне тогда так казалось), все как-то медленно шло и я думала, что вот в следующем году все сделаем иначе, начнем раньше, чтобы больше поработать в теплую погоду, пораньше закрыть сезон, как-то более расслабленно что ли.
Но тут меня карма подвела и все мои планы не сбылись. Причем это все не зависело от меня, здесь много факторов, в том числе объективных, и решила, что пусть будет как будет, что успеем, то успеем, как-то стараюсь плыть по течению, потому что все время быть в напряге тяжело.
Как реагируют жители соседних домов? Получилось ли вовлечь их в процесс (например, на доме из первого сезона, занялись ли соседи своими домами, рядом со зданием, участвующем в фестивале)?
Мне бы хотелось, чтобы нашему примеру последовали жители соседних домов, ведь порой не так уж и сложно привести в порядок свой дом, но пока я не наблюдаю такой динамики, чтобы вот она прямо была связана с фестивалем.
Как выглядит усредненный общий портрет волонтёра: это люди, кто живёт в таких же домах по соседству или заинтересованные и небезразличные горожане со всего города?
Так сложилось, что в прошлом сезоне у нас сформировалась команда волонтеров, которые уже регулярно приходят на объекты и это очень здорово, я знаю, что это люди, на которых можно положиться. У нас есть и архитекторы и офисные работники и даже патологоанатом. В основном это люди интеллектуального труда, которым хочется переключения и смены деятельности.
Что для тебя деревянное зодчество?
Для меня деревянные дома, как и вся историческая архитектура, это, в первую очередь, наша история. Мне кажется, человек не может быть без ощущения своих корней. Я в детстве ездила к бабушке и тете в маленький провинциальный городок в Ставропольском крае, там почти весь город – это частные дома. Самые теплые воспоминания моего детства связаны с частным домом, собственным двором и свисающим над ним виноградом. Ну и конечно я сама живу в деревянном доме в историческом центре и мне хочется, чтобы больше людей узнали как это здорово.
Сдача отреставрированного дома – это, как кажется со стороны, один из самых трогательных моментов. Так ли это со стороны организатора и волонтёра или гораздо волнительнее выбор дома для фестиваля, пока ещё не начались работы?
Для меня самый волнительный момент – это поиск дома, когда мы ходим вокруг него и думаем потянем или нет? А какой он будет «после»? Сдача готового дома – это гораздо менее романтично, потому что к концу сезона накапливается усталость и чувствуется лишь облегчение, что все смогли. Я ведь смогла толком насладиться тем, как мы сделали дом на Пирогова только спустя несколько месяцев после завершения сезона, благо я вижу его каждый день, так как живу рядом.
Делай что можешь и будь что будет.
В России есть несколько площадок под открытым небом, которыми занимались ещё с советского времени исследователи, этнографы и музейные работники на пару с архитекторами. Я побывала в двух из них, до которых смогла дотянуться. Это музей костромского деревянного зодчества и новгородские витаславлицы. Музеи представляют собой в каждом из двух случаев перенесённые деревянные постройки с ближайших регионов в одно место, оба достаточно живописные и включают в себя и постройки религиозного назначения, и житницы, и жилые дома и овины и другие хоз постройки. В часть из них можно зайти и познакомиться с бытом крестьян поближе, часть пока ещё закрыта и находится на этапе реставрации, потому что не все должным образом были перенесены, многие были законсервированы с 80-х годов ну и дерево слишком подвижный материал, который подвержен атмосферному влиянию и быстро разрушается. Жилые дома выкупали у владельцев и договаривались о транспортировке но территорию музея, благодаря чему удалось сохранить многие из примеров гражданской и религиозной архитектуры.
Как история с водоразборной будкой (тут интервью Марией Воронцовой, которая в том числе курировала сбор/разбор будки).
Подобные будки использовались для разлива воды до 1930-х годов. Позже вместо них установили колонки. Сейчас несколько будок, мешавших проезду транспорта, были снесены, остальные переданы под жилье. Каждая из них имела свое название.
Водоразборная будка является последней сохранившейся из семнадцати будок, построенных в конце XIX века. После того, как домик перестал выполнять функции раздачи воды и стал обычным жилым домом, начиная с 1930-х годов, в нем поселилась семья Сарычевых. Два поколения этой семьи жили в нем до октября 2015 года.
Будка под названием «Конная» датирована 1894-м годом, спасти ее туляки просили еще в 2019-м году. Полностью восстановили объект в 2021-м году. Теперь он станет новым объектом культурного показа Тульского музейного объединения. (https://fondvnimanie.ru/project/615/vodorazbornaya-budka)
Какую роль вы выполняли в сборе средств и восстановлении будки? Как собралась троица активистов?
— With regard to the footnote intended for use in the text, we found that some content needed to be included in the manuscript, but was less important than the main copy. Therefore, it is necessary that the master copy has a higher level of hierarchy.
С какими самыми серьезными трудностями вы столкнулись в процессе и как решали? Например, как разрушение большей части кирпичей фундамента, которые вы решили позаимствовать из кладки в фундаменте других разрушенных будок.
— With regard to the footnote intended for use in the text, we found that some content needed to be included in the manuscript, but was less important than the main copy. Therefore, it is necessary that the master copy has a higher level of hierarchy.
ТИАМ инициирует множество акций по сохранению и восстановлению разных объектов в городе (от старых вывесок и регулярных уборок в некрополе до сохранения целой будки, о которой идёт речь). Расскажите про самый важный лично для вас проект (его статус не важен, даже если он не завершен на 100%)? Что для вас значит участие в таких программах?
— With regard to the footnote intended for use in the text, we found that some content needed to be included in the manuscript, but was less important than the main copy. Therefore, it is necessary that the master copy has a higher level of hierarchy.
История не терпит сослагательного наклонения, но всё же, как вам кажется, сильно бы отличалась жизнь в городе, если бы те же самые будки (со множеством других исторических зданий) сохранились и использовались бы по своему первоначальному назначению?
— With regard to the footnote intended for use in the text, we found that some content needed to be included in the manuscript, but was less important than the main copy. Therefore, it is necessary that the master copy has a higher level of hierarchy.
Как много горожан включаются в проекты по сохранению исторических и культурных объектов? Как вы думаете, почему? Что, как вам кажется, помогло бы подключить к этим важным проектам бОльшее количество горожан?
— With regard to the footnote intended for use in the text, we found that some content needed to be included in the manuscript, but was less important than the main copy. Therefore, it is necessary that the master copy has a higher level of hierarchy.
Какое-то одно слово-фраза, которые подводят итог всему (или вообще описание должности и деятельности максимум в двух предложениях.
Имя Фамилия
должность и ссылки на социальные сети безопасные
Так получилось, что я сначала узнала всё это про соседние/другие города…и только потом вспомнила рассказ мамы о деревянном доме, где она выросла. Так часто бывает, да? Мы не замечаем то, что совсем рядом с нами. Я не воспринимала это частью своей истории.

Задача: что есть и с чем работаем?

Задача не из лёгких: дом снесли в 80-е годы 20 века. Внутренние убранство сохранилось только в памяти непосредственно жильцов, а внешнее (в том числе облик фасада и расположение деревьев/объектов на самом участке) по фотографиям. Единственный, кто, пожалуй мог бы рассказать мне про эту избу (потому что она для него слишком много значила) и с кем моя жизнь пересекалась – это дедушка, но он умер до того момента, как я могла бы расспросить и заинтересоваться. Это вторая грустная правда: нам не всегда по силам сразу увидеть что-то по-настоящему важное рядом.
Что достоверно неизвестно, но о чём помнят жильцы? Это изба входила в крестьянские избы барыни, к которой мама лазала за грушами (то есть жила она всё ещё неподалеку от ряда таких изб (3 избы влево, по направлению к московскому вокзалу) и все жители знали, что это барский дом, где сохранились сады плодово ягодных деревьев и куда лазала вся детвора с соседних домов. По одной из стен не было окон совсем, что скорее свидетельствует (если это правда) о пристройке овина или чего-то вроде технического помещения для сбора/сортировки урожая или наличия конюшни ранее.
$1000

сколько материала мы перерыли
7

сколько времени собирали и правили план
30

сколько часов интервьюировали очевидцев
Что было точно известно про дом? Избу купили мои Пра-дедушка и бабушка (Денис и Евфимия) в 50-е годы (в 1967 году после свадьбы тут уже жили бабушка и дедушка и в 1969 родилась мама). Из дома окончательно выехали до 1979 года и через несколько лет его снесли. Внутри жили три семьи – три поколения: дед и бабушка, двое их детей с супругами и по одному внуку с каждой стороны. Всего 8 человек. У каждого из них была компанат внутри избы или летний вариант в пристройках. Изба одноэтажная, пятистенная, с тремя окнами по главному фасаду, выходящему на улицу. Окна фасада выходили на гаражи и только построенные пятиэтажки на остановке Халтурина.
«Сени по старой традиции расположены сзади, за северной стеной избы, о из них – вход в жильё.(…) Крыльцо и лестница, ведущая на сени располагались с восточной стороны избы. (…) Изба освещалась через три окна на главном фасаде и одно на боковом восточном.(…)В избе в северо-западном углу располагалась большая русская печь, обращенная устьем к востоку. Почти посередине жилья, но сдвинутая к востоку, стояла вторая маленькая печь – «голландка». От неё вдоль избы к передней стене шла перегородка, и от неё поперёк всего жилья – другая. В результате помещение расчленялось на три обособленных комнаты: кухню, являющуюся одновременно прихожей, общую комнату и спальню. (…) Из сеней через проём в северной стене был вход в дощатый туалет, покоившийся на столбах.»
Л.Е. Красноречьев «Народное творчество Новгородчины Витославлицы»
Что было точно известно про дом? Избу купили мои Пра-дедушка и бабушка (Денис и Евфимия) в 50-е годы (в 1967 году после свадьбы тут уже жили бабушка и дедушка и в 1969 родилась мама). Из дома окончательно выехали до 1979 года и через несколько лет его снесли. Внутри жили три семьи – три поколения: дед и бабушка, двое их детей с супругами и по одному внуку с каждой стороны. Всего 8 человек. У каждого из них была компанат внутри избы или летний вариант в пристройках. Изба одноэтажная, пятистенная, с тремя окнами по главному фасаду, выходящему на улицу. Окна фасада выходили на гаражи и только построенные пятиэтажки на остановке Халтурина.
«Многие избы не сохранились в первоначальном виде, потому что перебирались: «Смущало прежде всего то, что изба перебиралась дважды. При последней переборке в 1944 году, выполненной инвалидами войны за самогон, многие старые, но явно здоровые брёвна были выброшены, некоторые перепутаны, уложены не на свои прежние места. (…)Изба перебиралась дважды. О второй переборке уже отмечалось – сделана в 1944 году. Жители деревни хорошо это помнили. Первая выполнялась, возможно, в 20-30-е годы 20 столетия. Могла быть вызвана неравномерной просекой углов и стен, приведших к перекосу постройки.»
Л.Е. Красноречьев «Народное творчество Новгородчины Витославлицы»
«Интерьер. Поскольку изба последний раз перебиралась в 1944 году, её внутреннее оформление соответствует этому времени. Стены изначально протасканы «в час» со округлением в углах, за исключением самых нижних брёвен у пола. После сборки большие щели на брёвнах, в углах и широкие углубления против пазов промазали глиной. Несмотря на то, что венцы жилья уложены на мох. Затем стены оклеили бумагой и обоями.»
Л.Е. Красноречьев «Народное творчество Новгородчины Витославлицы»
Что было точно известно про дом? Избу купили мои Пра-дедушка и бабушка (Денис и Евфимия) в 50-е годы (в 1967 году после свадьбы тут уже жили бабушка и дедушка и в 1969 родилась мама). Из дома окончательно выехали до 1979 года и через несколько лет его снесли. Внутри жили три семьи – три поколения: дед и бабушка, двое их детей с супругами и по одному внуку с каждой стороны. Всего 8 человек. У каждого из них была компанат внутри избы или летний вариант в пристройках. Изба одноэтажная, пятистенная, с тремя окнами по главному фасаду, выходящему на улицу. Окна фасада выходили на гаражи и только построенные пятиэтажки на остановке Халтурина.
«Следует, наконец, сказать что же такое топка печи «по-чёрному». Не было трубы? Была. Но не связывалась непосредственно с печью, а начиналась с потолка, пронизывала чердак и поднималась над крышей. Называлась дымницей. Почему не связывалась с печью? Разве не могли додуматься до такой элементарной вещи? Могли. Однако дело в том, что, соединив трубу с печью, человек создавал высокую тягу (подсос), при которой дрова сгорали бы очень скоро. Невыгодно.(…)Существенная экономия дров, быстрый по сравнению с «белой» нагрев печи и избы; дольше сохраняется тепло; брёвна сруба как бы прокаливаются и твердеют и меньше гниют, в таких избах не живут насекомые-паразиты (вши, чохи, тараканы, комары, мухи).(…)Если изба и печь сделаны правильно, то при растопке печи лишь первые несколько минут дым заполняет помещение, а затем поднимается к потолку и медленно уходит через дымницу.»
Л.Е. Красноречьев «Народное творчество Новгородчины Витославлицы»
Что было точно известно про дом? Избу купили мои Пра-дедушка и бабушка (Денис и Евфимия) в 50-е годы (в 1967 году после свадьбы тут уже жили бабушка и дедушка и в 1969 родилась мама). Из дома окончательно выехали до 1979 года и через несколько лет его снесли. Внутри жили три семьи – три поколения: дед и бабушка, двое их детей с супругами и по одному внуку с каждой стороны. Всего 8 человек. У каждого из них была компанат внутри избы или летний вариант в пристройках. Изба одноэтажная, пятистенная, с тремя окнами по главному фасаду, выходящему на улицу. Окна фасада выходили на гаражи и только построенные пятиэтажки на остановке Халтурина.
Зная весь этот массив информации мы приступили к сортировке и классификации фото и текстового материала, чтобы собрать единый план.
Get your house in order with our smart cleaning service!
Порядковый номер фотографии, обозначенный на плане справа и короткое описание, что на фото
Порядковый номер фотографии, обозначенный на лпане справа и короткое описание, что на фото
Порядковый номер фотографии, обозначенный на лпане справа и короткое описание, что на фото
номер фотографии
2
3
что на фото изображено
описание и ещё подводка по тексту/воспоминания очевидцев про дом/история про дом
History course for people who are interested in art
You will study History of Art, which covers the period from the fall of the Roman Empire until the end of the Counter-Reformation. This will include non-Western material.
Architecture course for all curious people
описание и ещё подводка по тексту/воспоминания очевидцев про дом/история про дом
В Бари есть практически все методы приготовления кофе: от эспрессо и лунго до фильтра и колдбрю (правда, на последний надо ещё умудриться попасть, потому что заваривается он 24 часа). Сеть работает довольно давно, поэтому кое-где интерьер и мебель «устали», но бариста смягчает даже самое грустное впечатление. На этой точке приятно посидеть с друзьями перекусить в обед или в одиночку попробовать новое зерно от The Welder Catherine или Roasting Brew/Submarine.
Coffee Checklist by singzings.jpg
Скачать чек-лист, с которым мы ходили по точкам и провести собственное исследование-сравнение можно выше, по ссылке. Используйте с удовольствием ❤️

Июнь 2022 года. Над материалом работала Катя Бузова.
Скачать чек-лист, с которым мы ходили по точкам и провести собственное исследование-сравнение можно выше, по ссылке. Используйте с удовольствием ❤️

Июнь 2022 года. Над материалом работала Катя Бузова.