И: Привет! Тебе нужно представиться и рассказать, связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или творчеством.
Меня зовут Катя Бузова. Да, она [профессиональная деятельность] связана непосредственно, потому что… (задумывается) У меня есть диплом художницы по декоративно-прикладному искусству, и вместе с тем и моя профессия, и мои будни, и моя рутина связаны с творчеством так или иначе: либо через галерею, либо через создание каких-то новых вещей, от иллюстраций до вот таких вот картин и оммажей, на которые подбивает Олег. (улыбается)
И: Дальше у нас вопросы о выставке. Скажи, когда ты узнала об этом проекте, какие эмоции он у тебя вызвал? Почему решила поучаствовать?
[Когда мы были в командировке в Питере] мы вернулись в отель после встречи с одной из тех художниц [-участников выставки], которая сделала первый оммаж...
И: Кто бы это мог быть… (все смеются)
Я не знаю, может ты будешь [еще] с ней разговаривать? В общем, мы вернулись после встречи в отель и повесили эту работу в файлике на гвоздик на стену. И мы с ней, получается, несколько дней жили, то есть засыпали и просыпались, смотря на стену на этот оммаж. И Олег как-то между прочим сказал, что у него родился концепт, [какой] должна быть следующая выставка. И я поняла, что, во-первых, это супер-идея – подключить других людей, позволить им сконцентрироваться на творчестве, практически без ограничений, но [в рамках] одной общей темы, которую можно развивать и рассматривать с нескольких сторон. А с другой стороны, я подумала, что это гениальный экспириенс – сделать выставку наоборот, то есть, собрать [все работы] не в начале, а ближе к концу. [Олег мне предложил] участвовать гораздо позже, идею я услышала еще в Питере, но не думала, что он заставит меня рисовать. [Спустя три недели после анонса] он такой мне говорит: а ты ведь тоже должна будешь делать [работу], я тебя отмечаю!
И: Но ты с самого начала была воодушевлена поучаствовать?
Да, мне нравится, как Олег работает с темой, мне нравится, что он не выбрал тему на поверхности, в ней можно покопаться и углубиться…
И: Хотя казалось бы…
(все смеются) Да, это правда. Такие задачи меня очень сильно мотивируют.
И: На видео [которое Катя выложила в соцсетях] работа очень смазанно видна. У тебя есть фото?
Нет, его все еще нет. (смеется) Ее просто невозможно сфотографировать, чтобы она [внятно] отображалась.
И: У меня есть план Б на этот случай. Догадка: правильно ли я поняла, что твоя работа — рельефная?
(кивает) Да.
И: Один-ноль в мою пользу! Как тебе пришла идея, почему именно в такой технике? Как происходил процесс создания?
[Моя работа] – пока что самая маленькая [среди представленных на выставке]. И самая невзрачная, потому что ее сложно разглядеть: она сливается с цветом стены и цветом паспарту, и в этом, собственно, и была задумка. [Узнав о необходимости участвовать,] я озадачилась: а что я бы хотела сказать на эту тему? То есть добавить какого-то [личного] смысла, при этом [оставшись] в рамках задачи, которая одинакова для всех. Я подумала, что многими [зрителями], которые приходят в «Зерновую» сейчас, тема выставки воспринимается как что-то очень поверхностное: изображен туалет – говорим про туалет.
И: Да, современное искусство – такое современное и все такое…
(смеется) Ну да. И мне хотелось уйти от этого образа «в лоб», при этом сохранив ключевые объекты: туалет, деревья… И я подумала, что [для этой цели] из техник, что у меня под рукой, отлично подходит тиснение. Это одна из гравюрных техник, где вместо цвета используется рельф. [Сначала] делается мастер-форма, я ее как раз сделала в виде аппликации, потом на станке для линогравюры прокатывается [лист], после чего на листе отпечатывается эта аппликация, создавая углубления разной высоты. Если в реальности посмотреть [на мою работу], там видно, что глубина домика, глубина [светового пятна] или забора – разная. Забор чуть больше просвечивается, а домик – чуть меньше, хотя силуэты очевидны.
И: А из чего была сделана форма?
Это был плотный картон, [в процессе поиска получилось] три или четыре мастер-формы, потому что не на каждой бумаге оно пропечатывалось [как я представляла]. Сначала я думала, что подойдет плотная акварельная бумага, потому что она довольно рыхлая, а в итоге я печатала на обычном ватмане. Он лучше всего впитывал воду и на моем маленьком линогравюрном станке лучше всех принял [нужную] форму. Мастер-формы была сделаны из бумаги разных толщин, а последняя – из картона, который используется для обложек.
И: Это точно нужно прийти, посмотреть вживую и прочувствовать. Дальше остались только провокационные вопросы. Был ли у тебя опыт использования этого объекта?
Да, очень много раз. Когда мы ездим путешествовать, это вообще регулярно случается. Недавно обсуждали на встрече, что видели многоквартирный деревянный общественный – именно общественный, а не частный – туалет. Это было в городе Осташково.
И: Плюс одна причина посетить этот прекрасный городок.
(все смеются) Была бы жесть, если бы «многоквартирный» [значило многоэтажный]. Но это были рядом [расположенные туалеты].
И: Как ты оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(улыбается) Мне нравится. Это провокация, которая инициирует очень много обсуждений, связанных с искусством. Это круто, потому что цель галереи – начать диалог, а диалог иногда начинается с таких вещей, которые кажутся неуместными или неподходящими. [Это та причина], по которой такая выставка казалась мне идеальным решением.
И: Это точно запомнится. Последний вопрос, про Олега. Как думаешь, он сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил к этому понятие "третье место" или сначала он думал о высоком, а потом подвернулся тот самый туалет?
(улыбается) К счастью или несчастью, я видела, как он рисовал эскиз, и как получилось название. Изначально не было ассоциаций [между понятием и объектом]. Это был вид из нашего окна, где мы жили, со второго этажа, и там не так много объектов [для рисования]: сельский туалет, русская баня, качельки и колодец – и со всех сторон двор обступают деревья, то есть [обзор ограничен], и ты сконцентрирован на этих объектах. [Олег] нарисовал их все в трёх разных эскизах в один заход, и я уверена, что он вообще не думал [о социологии]. На эскизе с туалетом вообще-то [центральным смыслом является] не туалет, а рассвет – это лучи солнца, которые пробиваются сквозь [листву] деревьев. Название [«третье место»] родилось в тот же день, мы [примеряли] названия, которые прилетали от подписчиков в ответ на пост, и в тот момент, больше как шутка, родилось название «Третье место». А [ближе к выставке] это превратилось в концепцию.
И: Катя, твое интервью нужно выкладывать в последнюю очередь, ты раскрыла все секреты! Спасибо тебе большое.