И: Выйти из сумрака. Назови, пожалуйста, свое имя и/или творческий псевдоним.
Дарья Просунцова, псевдоним Sundur [псевдоним сложился из латинских частей имени и отчества: proSUNtsova DARia]. Изначально у меня был такой ник [в соцсетях], и, когда начала заниматься иллюстрацией, так подписывала свои работы.
И: Связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или искусством?
Я – графический дизайнер-иллюстратор, работаю в медиа-сфере. У нас есть проект «школа журналистики», и я делаю весь дизайн в оффлайне и онлайне: [оформление, визуал, иллюстрации для соцсетей] для постов в соцсетях. То есть [получается] не просто сухая [учебная] информация, а еще такие графические комиксы, чтобы живее смотрелось.
И: Ты на это училась или просто так получилось?
Я училась на графическом дизайне в Тульском [государственном политехническом университете]. Потом отработала несколько лет по специальности и ушла в маркетинг, работала в ИТ-агентстве проджект-[менеджером] и маркетологом. После рождения ребенка возвращаться в маркетинг и менеджмент не захотела, решила вернуться в дизайн. Но мне было интересно не просто делать макеты, а рисовать. Поэтому и я отучилась на иллюстратора. И как-то потихонечку начала искать работу, где сочетаются два направления: дизайн и иллюстрация. Получается, я ушла из профессии и снова вернулась в нее. А в 2021 году начала увлекаться живописью – маслом. С маленьким ребенком рисовать маслом в квартире слабо [получается], начала искать мастерскую и вот в августе этого года нашла прекрасное место, [где] занимаюсь маслом. Это муниципальная мастерская, которую выделили от города молодым художникам. [Наша группа художников] там делает ремонт, и параллельно работает, а еще мы планируем проводить мероприятия – пока провели просмотр и дискуссию по фильму о художниках…
И: Ты маслом рисуешь больше в классическом стиле или в таком сюрреалистичном, как твой оммаж?
На самом деле, я сейчас ищу свой визуальный язык в живописи, пробую разное. В той стилистике, в которой я рисовала оммаж, я рисовала первый раз, не знаю, почему он у меня такой абстрактный получился. До этого у меня все-таки было фигуративное искусство, я использую [и] язык метафор, образность. Закладываю смыслы, которые каждый может читать по-своему. Объект в оригинале Олега и [термин] «третье место» связаны для меня не совсем близко и понятно, а скорее абстрактно, и я решила попробовать нарисовать [работу] скорее с привязкой к ощущениям, внутреннему отклику.
И: Дальше о выставке. Почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвал этот проект? Был ли опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
Никогда до этого не участвовала в выставке в роли художника, самое время начать. (улыбается) К тому же, за творчеством Олега я наблюдаю давно, мне нравится его искусство, и было интересно поучаствовать в его проекте. Самый необычный опыт использования [туалета как объекта] из последних: общественный туалет на Эльбрусе на высоте 3800 с видом на горы. (улыбается)
И: О твоем оммаже. Как пришла идея оммажа? Какие материалы использовала для создания и почему именно такие?
Понятие «третье место» до недавнего времени для меня было абстрактным. По факту у меня одно место — дом: я работаю удаленно, плюс у меня маленький ребёнок, поэтому большую часть времени нахожусь [дома]. Медиумом выбрала масло — оно мне нравится, потому что есть взаимодействие с [материалом], не так, как в digital.
И: Твоя работа максимально выделяется на фоне других, более-менее узнаваемых форм, она такая сюрреалистичная, как у Дали или, если бы это был портал для Рика и Морти... Куда же ведет «портал»?
В мир искусства. (улыбается) [Как уже говорилось выше,] у меня недавно появилось «третье место» — мастерская.
И: Среди оммажей, которые сейчас выставлены, не так много работ с открытой дверью. В твоем случае дверь вообще отсутствует. Что скажешь?
(смеется) На самом деле не задумывалась до твоего вопроса, но, как ты правильно [предположила про] «портал» - это портал в другое измерение, который на данный момент открыт. Возможно, через минуту его уже не станет, но я изобразила момент, когда он открылся.
И: Вопрос про оттенки, цвет. Почему были выбраны именно такие цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый?
Я отталкивалась от цветовой гаммы оригинала, но ушла в более холодную, видимо она мне ближе.
И: Кроме масла ты еще чем-то рисовала, рисуешь или планируешь рисовать?
Себя вижу как мультидисциплинарного художника, хочу поработать со многими материалами, но масло дает мне такое медитативное состояние, и хочется в нем пока покопаться. Но возможно дальше мне захочется уйти во что-то другое, например, скульптуру, керамику, я не претендую всю жизнь заниматься только маслом. Ну и вообще, мне нравится, что современные художники пробуют разные материалы, техники, направления, я не хочу себя ограничивать. Я еще делаю эскизы [и] скетчи карандашами; эскиз к оммажу я делала несколько раз карандашом. Кроме того, я сейчас рисую с натуры простыми карандашами, маслом, хожу на наброски, это очень полезно для развития навыков рисования. Недавно была на выставке в ТИАМе [Тульский историко-архитектурный музей], там были [представлены работы] художника Петра Дика, который рисовал сухой пастелью по наждачной бумаге. Когда это увидела, подумала «тоже хочу такое попробовать!».
И: Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
Не вижу проблем с этим. Мы же не содержимое туалетов изображаем. (смеется) Образ этого места у Олега эстетичен, остальные художники, опираясь на него, привносили свой «изюм», получилось, на мой взгляд, интересно.
И: Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил к этому социологическое понятие «третье место» или сначала была идея, а потом подвернулся тот самый туалет?
Думаю, сначала появился туалет, а параллельно с этим у Олега были размышления на тему «третьего места» и как-то всё срослось. (улыбается)