И: Назови, пожалуйста, свое имя или творческий псевдоним и расскажи, связана ли твоя профессиональная деятельность с искусством, творчеством или арт-средой?
[Меня зовут] Екатерина Щепилова. Мой мыслительный поток направлен сейчас на то, чтобы отвязать себя максимально от творческой сферы, потому что я выдохлась и планирую побег во что-то максимально не творческое. (улыбается) Я – типичный творческий человек, который не понимает, что он делает, зачем он делает… В планах [поправить свои финансовые дела] и свалить из сферы искусства, не знаю, насовсем или на какой-то срок. Но не удивлюсь, если жизнь сейчас вкинет мне что-то [совершенно неожиданное], прогнозировать не могу.
И: Так интересно, ты первый человек [из интервьюируемых], который говорит, что хочет сбежать из арт-среды. Как это получилось?
Это долгий, но в какой-то степени естественный процесс, [мысли] «я вырасту и стану художником» у меня не было, и в этом, наверное, [заключается дилемма]. Семья была не творческая, и [меня никто] не научил, что интеллектуальный труд – это тоже труд. Я очень много сил отдаю, но не понимаю [до конца], что я делаю, не понимаю, как эта сфера функционирует. Пытаюсь какие-то вещи рационально [обуславливать], запихивать в рамки ума, отсюда [и] диссонанс. Я – точно [человек из] категории, в котором искусство запаковано, но не очень понимаю, как [его] распечатывать. Много положительных отзывов приходит [на мои работы], в том числе, на оммаж; [примерно] по работе в месяц у меня покупают. Но выжить на эти суммы я не могу, поэтому выгораю. Летом я участвовала в лаборатории современного искусства в [ТИК] «Октава», и мне там было комфортно, потому что этими категориями я мыслю! Сделала объект, который [даже украли] после выставки, но потом он ко мне вернулся. (смеется) Я считаю, что это лучший комплимент художнику, который только можно сделать. Мне нравится, что людям нравится, я обожаю, когда людям весело, когда они взаимодействуют [с работой]. Вообще, момент, когда я осознаю ценность – это когда люди готовы заплатить за работу, компенсировать [мои] затраты.
А так я [по профессии] архитектор-реставратор, [в Тульской области] есть восстановленная церковь по моему дипломному проекту на средства [одного энтузиаста, которому] предложили меня в качестве специалиста-дипломника по реставрации. Причем узнала я о завершении проекта спустя несколько лет, когда в 2020-м году работала в [Тульском академическом театре драмы] – позвонил этот мужчина и говорит «а мы закончили реставрацию церкви по твоему проекту!». Получилось именно [так, как я представляла]. После института я чуть-чуть поработала по специальности, но попала в то время, когда у тульских банков начали отбирать лицензии, и [случилась личная трагедия – не стало родителей]. Морально и материально меня было некому поддержать, зарплату задержали, мы не сошлись с руководством во взглядах на реставрационный процесс, и я [уволилась]. Поработала какое-то время дизайнером интерьеров, успела сделать [внутренний интерьер] тульского цирка, [какой он сейчас]. (улыбается) Масштаб немаленький! Потом я выгорела и ушла из дизайна. Через какое-то время устроилась в драмтеатр и почти шесть лет проработала там художником-бутафором. Но потом жизнь меня оттуда [вывела], я ушла в свободное плавание. [Также у Кати есть опыт работы в сфере ландшафтного дизайнера].
А так я [по профессии] архитектор-реставратор, [в Тульской области] есть восстановленная церковь по моему дипломному проекту на средства [одного энтузиаста, которому] предложили меня в качестве специалиста-дипломника по реставрации. Причем узнала я о завершении проекта спустя несколько лет, когда в 2020-м году работала в [Тульском академическом театре драмы] – позвонил этот мужчина и говорит «а мы закончили реставрацию церкви по твоему проекту!». Получилось именно [так, как я представляла]. После института я чуть-чуть поработала по специальности, но попала в то время, когда у тульских банков начали отбирать лицензии, и [случилась личная трагедия – не стало родителей]. Морально и материально меня было некому поддержать, зарплату задержали, мы не сошлись с руководством во взглядах на реставрационный процесс, и я [уволилась]. Поработала какое-то время дизайнером интерьеров, успела сделать [внутренний интерьер] тульского цирка, [какой он сейчас]. (улыбается) Масштаб немаленький! Потом я выгорела и ушла из дизайна. Через какое-то время устроилась в драмтеатр и почти шесть лет проработала там художником-бутафором. Но потом жизнь меня оттуда [вывела], я ушла в свободное плавание. [Также у Кати есть опыт работы в сфере ландшафтного дизайнера].
И: Вопросы о выставке. Почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвал этот проект?
(задумывается) Мне просто захотелось, это тот [случай], когда я ничего не анализировала. «Ребята делают интересные штуки - я делаю интересные штуки» – подумала я и решила поучаствовать. [Как только я] посмотрела на графику Олега, [то представила сюжет] в рельефе из гипса… Образ пришел сразу, но я сделала в итоге другое. Ну и в целом, себя потормошить тоже имеет смысл, потому что [многое] уметь и ничего не делать – это [не совсем логично]…
И: Тебя кто-то отметил?
Меня никто не отмечал, я сама пришла. (смеется) В посте указано, что можно написать, я и написала Олегу. Уточнила, можно ли назвать оммажем то, что я придумала. Он сказал «да, классная идея, давай делай».
И:Был ли опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
Ну конечно! (смеется) Есть ли кто-нибудь в этой стране, у кого не было такого опыта? Конкретной истории нет, это, знаешь, общий собирательный образ туалета: то не закроешь эту дверь, потому что она покосилась, то не откроешь, то дырка очень маленькая, то очень большая… (смеется) Там всегда максимальная включенность организма, момент побыть здесь и сейчас! Не [физиологически], а [переживая стресс]: как не провалиться, не задеть паутину, не застрять – много внимания в теле, максимальная собранность. Такая хорошая включенность в чувственный опыт. Ну и запахи конечно.
И: Все органы чувств затронуты.
Ну да, да… Ну вкус не затронут, слава богу.(смеемся)
И: Да, со вкусом было бы хуже. О твоей работе: как пришла идея оммажа и какие материалы использовала для создания?
[Как уже упоминалось выше, я] сначала хотела делать гипсовый барельеф, почему-то [оммаж на работу] Олега мне читался бесцветным. Но, когда начала искать материалы, поняла, что скульптурного пластилина дома осталось 2 комочка, и этого недостаточно. Начала обзванивать однокурсников, но пластилина ни у кого не сохранилось, а нужный гипс продаётся в мешках по 40 кг. Что делать с оставшимися [после создания оммажа] 39,5 кг – непонятно. Поэтому я отмела эту затею, хотела сделать акварель, но решила, что мне так скучно. А потом в какой-то день в голову пришла мысль: «о! я быстренько свяжу!», потому что люблю вязать, а крючок [и] нитки есть. Но «быстренько» не получилось – я там умирала несколько дней: то сборит, то не сборит, [то] почти целиком сделала, но деревья совпали по контрасту с [основным] объектом… Пыталась договориться с собой, но в итоге [переделала, как посчитала лучше]. У меня галерея телефона была завалена вариантами заполнения вот этих клеточек филейного вязания, чтобы по плотности, по тону, по контрасту [композиция] была читабельна. Я довольна тем, что получилось. К концу меня начали накрывать [экзистенциальные] мысли: «что происходит? что я делаю? почему я вяжу туалет?». (улыбается) Но решила доделать, да и в целом он получился симпатичный. У меня есть фотография, где видно ее на просвет, и я подумала «прикольный был бы ночник». То есть [произведение] работает и в материальном мире…
И: Ты меня опередила, я хотела спросить, видишь ли ты прикладное применение своей работе.
Да, это может быть и абажур, а может и в какой-то детский теневой спектакль засунуть [в качестве декорации].
И: Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
Я почему-то вообще с этой точки зрения не мыслила. (недоумевает, улыбается) Просто выставка идет, почему нет. [Художники] видят в [этом предметы искусства], это какие-то ностальгические туалеты, полупризраки детских воспоминаний, поэтому даже если бы я как зритель пришла, я бы не в физиологию проваливалась, а в воспоминания: дача, деревня…
И: Последний вопрос – про Олега. Как думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил социологическое понятие "третье место" или сначала он думал о высоком, а потом нашел пейзаж и всё сошлось?
Мне кажется, что сначала был туалет – отдельно, потом – мысль, потом – «о, у меня же есть иллюстрация этой мысли»! У меня ощущение, что это [происходит так:] есть стопка накопленных этюдов, есть мысль, которая в голове крутится, а потом одно с другим [соединяется]. Намеренно такое не делается.
И: Катя, спасибо большое, что ответила на мои вопросы!