Интервью "Третье место"

Татьяна Коркоценко

И: Давай познакомимся. Назови, пожалуйста, свое имя или творческий псевдоним. И расскажи, связана ли твоя профессиональная деятельность с творчеством, искусством?
Меня зовут Татьяна. Я по образованию врач-стоматолог, сейчас работаю в Туле. Искусством начала заниматься в осознанном возрасте, но с детства любила рисовать, сколько себя помню. Но так сложились обстоятельства, что на художественную школу [времени не осталось]. Плотно рисунком и искусством занимаюсь восемь лет. Начинала с масляной станковой живописи, ходила к художнику в студию здесь, в Туле, потом от него ушла – [кроме масла] мне хотелось попробовать что-то другое. Потом занималась академическим рисунком, а сейчас на самообразовании – изучаю художественные техники онлайн. Участвовала в нескольких выставках в Туле, рисовала урбан-скетч в тульской арт-группе… Сейчас решила заняться [еще] digital-иллюстрацией, прохожу обучение, осваиваю Adobe Illustrator.
И: Планируешь в дальнейшем поменять профессию на связанную с искусством?
Полностью думаю вряд ли, по крайней мере, в России. Но, если я захочу мобильности или сделать перерыв в работе, то рассматриваю такой запасной вариант. На первое время [это скорее всего будет] сочетание моей основной врачебной профессии и художественной, [например,] небольшие заказики брать.
И: Дальше будут вопросы о выставке. Почему решила участвовать в проекте "третье место"? Какие эмоции, когда узнала о проекте, когда тебя отметили, как участника?
До этого я думала, что очень хочу поучаствовать в какой-нибудь выставке, и обстоятельства сложились прекрасно: Олег предложил принять участие, я с радостью согласилась. Ну а первые мои впечатления… Я [впервые] увидела работу Олега еще в соцсети, и [она] меня зацепила, такая запоминающаяся работа.
И: Видела, что Олег писал, что она вызвала самый большой отклик среди всех его эскизов?
Да, видела. (улыбается) Эмоциональный отклик [был и у меня], потому что работа сильная.
И: Был ли у тебя опыт использования этого объекта в жизни?
Да, конечно. (смеются все) Мне кажется, у всего поколения советского союза [был], и даже сейчас [люди пользуются]... [Мой оммаж] отсылает как раз к тому объекту, который я встретила в этом году в России в [республике] Дагестан на 3000 метрах над уровнем моря. Это высокогорная метеостанция Сулак, которая находится в горном Дагестане. Мы поднимались к ней часов пять, это был треккинговый поход, а там [не пешеходной] дороги и нет. Ну и, естественно, пока ты идешь, думаешь, что хочется хоть какие-то блага [цивилизации] посетить… Мы поднялись на вершину, и это был настолько узнаваемый [объект], это «третье место». (улыбается) Это [было] на высоте, на обрыве, [в работе] я немножко дофантазировала: в жизни там не было дерева, немножко пониже были горы, они были позеленее, и еще я развернула проекцию. То есть мы шли к леднику, с одной стороны были снежные вершины, с другой стороны – зеленые холмы, я это всё развернула [при создании оммажа]. Но смысл остаается в том же: это было на обрыве, там было очень ветрено. Туда было даже страшно заходить, потому что думаешь «только бы не упасть», было видно, что он очень давно там стоит. (смеется) И думаешь, как бы там его не снесло вместе с тобой. Основано на реальных событиях.
И: Это здорово, [несмотря на то,] что это оммаж в рамках выставки, ты очень много привнесла своего в работу. Теперь понятно, как к тебе пришла идея. Следующий вопрос про материалы, ты говорила про масло и акварель, какие материалы использовала именно в этой работе и почему?
В этой работе я использовала акварель, только акварель, без дополнительных материалов. Последние года три я работаю только акварелью. Когда я [только начала] ее осваивать, она мне показалась достаточно капризной, своенравной, очень [много факторов] влияют на рисунок: бумага, краска… Но потом, когда начинаешь с ней больше [работать], уже понимаешь ее свойства. И этот процесс мне очень нравится, как акварель ложится на бумагу: где-то появляется воздушность, где-то четкие линии. С маслом я такого не могу добиться.
И: То есть получается вот эти темные линии на вершинах гор и траве тоже написаны акварелью?
Да, это всё акварель, смесь [разных оттенков].
И: Это здорово, потому что в школе на уроках ИЗО детям дают в первую очередь рисовать акварелью, а [между прочим], это один из самых сложных материалов. Единственная причина, [о которой я слышала] – потому что водорастворимая краска безопасна для детей. У меня еще вопрос по твоей работе: там действительно был такой сильный ветер?
Да, там было действительно ветрено, постоянно приходилось закрывать голову, уши. Туда [внутрь здания] заходишь, и свистит ветер. И действительно, может быть я ветер показала [в работе] не просто так, а символично – я испытала страх за свою безопасность.
И: Там было четыре стены или только три?
Нет, он был цельный. И я попыталась изобразить, что [стены объекта] на самом деле [были] камень, а не дерево, но крыша деревянная.
И: Как ты оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(смеется) Ну это смело. В какой-то степени дерзко даже. В нашем обществе, где есть критика и люди [с разным] мнением, а ты заходишь, и там всё в «третьих местах»…
И: Мягко назовем их «третьи места».
Да, да, это разные эмоции вызывает, я наблюдаю за реакциями людей [на выставке]. Это смело, дерзко и современно. (все смеются) Одной мне, наверное, смелости не хватило бы [так выставиться], а тут «вау, а так что, можно было что ли?»
И: Как видишь, да. Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присоединил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала родилась идея, а потом подвернулся тот самый туалет?
Мне кажется, как это было: Олег был на отдыхе в Тверской области на Селигере, если я правильно помню, и мне кажется, что он постоянно делал пленэры, и тут в один прекрасный солнечный день, перед тем как пойти рисовать озеро, он решил нарисовать что-то, что есть вокруг него. Обнаружил такую постройку, увидел, как классно падает свет. Там такие чистые цвета, но [при этом] так хорошо выражена светотень. И он такой «ну как это не нарисовать». То есть сначала был посыл изобразить, а потом уже присоединилась [идея].
И: Большое спасибо за интервью, получилось плодотворно!