И: Саша, интервью с тобой – завершающее в череде интервью художников выставки «Третье место». Предлагаю немного отойти от стандартных вопросов и просто поболтать. Расскажи, пожалуйста, о себе.
Зовут меня Саша, фамилия - Миндрин. Я занимаюсь дизайном… [Недавно сделал] в соцсетях серию сторис, где пытаюсь объяснить, чем я занимаюсь. [Но интересующимся] говорю, что картинки делаю. Просто, когда говоришь «дизайн», много всяких лишних вопросов возникает: какой дизайн? Графический, интерьерный, веб-дизайн или motion? Я всем по чуть-чуть занимаюсь, в том числе и художественными проектами: [делаю] проекции, маппинг, короче, очень много всего. Основной рабочий профиль – айдентика и motion-дизайн. Раньше рисовал, [хотя] в художку не ходил, я больше смотреть люблю [на искусство], но иногда хочется что-то самому сделать. К художникам себя не особо причисляю.
И: Ты [где-то] учился на дизайнера?
Нет, я учился на архитектора. Дизайну учился по урокам на youtube, по мере необходимости смотрел, что и как делать.
И: Ого, ты уже, если не ошибаюсь, пятый архитектор на выставке!
(смеется) Да, архитекторы, видимо, любят уходить в художественное направление. Я не доучился на архитектора, поэтому можно меня так не называть. По-моему, «архитектор» - очень круто звучит, по крайней мере в моем мировоззрении. [Считается], что [быть архитектором] классно, что ты много чего знаешь одновременно и творчески, и технически. Я, когда поступал, любил рисовать и [выбирал между] графическим дизайном и архитектурой. На дизайн надо было литературу сдавать, а на архитектуру ничего не нужно, кроме рисунка, математики и русского. Мне архитектура до сих пор нравится, просто я не понимаю, как развиваться в профессии, [учитывая не актуальные знания], которые дают [в ВУЗе]. Может когда-нибудь я вернусь [к архитектуре].
И: По неактуальным знаниям: слышала, что больше всего хейтят информационные технологии.
Наверное, это так или иначе в любой специальности [происходит]. Есть какие-то [более современные] архитектурные школы, но в целом система образования очень инертна, а хотелось бы, чтобы в ногу со временем шла. У меня была раньше позиция, что есть специальности, которые меняются, а есть которые нет. Но сейчас я полагаю, что все требуют [актуальных инструментов и методик при обучении].
И: Получается, ты одаренный человек, который смог успешно самообучаться?
Мне всегда хотелось транслировать, что нужно заниматься тем, что интересно. Мне кажется, у большинства людей проблема в том, чтобы найти, чем себя заинтересовать. Я не верю в талант, может только в предрасположенность. Если тебе интересно что-то, ты разберешься. [В новой программе] я просто изучаю то, что мне нужно [достичь].
И: Давай тогда про выставку поговорим: твое отношение, впечатление.
(задумывается) Ну, мне понравилась идея изначально. У меня такое к искусству отношение: его не нужно объяснять или рассказывать про концепции… Людям может нравиться или не нравиться, вот и всё. Когда [появилась новость о проекте], Олег мне предложил сделать оммаж, но я и сам хотел. Идея [проекта] прикольная, гибкая, по-разному можно ее считывать, можно метафору заложить, и в целом [тема] привлекает внимание: она [одновременно] простая и лаконичная, а можно накрутить разных смыслов. Мне не всегда нравятся выставки, которые слишком концептуальные и сложные по структуре, и надо прочитать монографию, чтобы понять, что происходит. А тут можно углубляться, а можно нет, то есть она на разных уровнях работает, и мне показалось это крутым. Захотелось поучаствовать.
И: Мне кажется, это идеальный момент спросить, углублялся ли ты? В чём смысл твоей работы и как ты ее придумал?
Я про концепцию «третьего места» уже давно знаю, еще [с момента основания КЦ] «Типография». А тут Олег какую-то свою интерпретацию третьего места предложил, мне показалось, что это забавная история. Вообще, изначально я хотел 2D digital-иллюстрацию сделать, [учитывая, что у меня] нет [единой] стилистики – мне интересно экспериментировать, придумывать. Потом я подумал, что на английском «3rd (third) place» [созвучно] 3D, а я с 3D тоже много работаю. Была идея [совместить] плоскую иллюстрацию и 3D, сделать какой-то 3D-рендер реалистичный. Я еще подумал, что будет много разных работ, которые будут интерпретировать деревенский туалет [в ином ключе]. И решил сделать вот эту пластиковую кабинку, WC…
И: Городской уличный туалет!
Да, я, когда модель делал, находил, какие они бывают. В голове [имелся] образ этой синей кабинки, и по форме она идентична деревенскому туалету. Нашел примеры моделей, отредактировал, постарался [подогнать] композицию под оригинал, выбрал черный фон, заборы-[заграждения] – городскую среду можно было по-разному сделать. И [дальше] начал думать, как это визуализировать интереснее, чтобы концепция отражалась. Потом пришла идея: [можно видеть, что] работа, которая на картинке – не конечная, там еще есть QR-код…
И: Получается, основная идея – внутри?
Я предложил [Олегу]: можно что-нибудь с AR [augmented reality - дополненная реальность] сделать. Это тоже был челлендж – получится или не получится, как я придумал? Изначально складывается впечатление, что есть [внешняя] картинка, а основная работа – внутри, но я бы так не разделял. Есть картинка – она самодостаточная, можно на нее смотреть. А если есть желание и любопытство просканировать QR-код и что-то еще увидеть дополнительно – это бонус.
И: Это интересно, у меня, как у зрителя, возникала мысль, что внутри весь смысл. Олег вешал твою работу при мне, и мы говорили о рекурсии… А еще у меня на телефоне считывание QR-кода не сработало.
Да, накладывает отпечаток на восприятие, если тебе заранее рассказали [о коде]. А если ты посетитель кофейни, зашел и смотришь… Я не заострял внимание на том, что нужно обязательно сканировать. У меня была задача с помощью AR сохранить все работы, которые потом уйдут из пространства, где они выставлены, [чтобы] в любой момент зайти и посмотреть.
При создании AR возник [технический момент], что у кого-то считывалось, у кого-то – нет, и я сначала подумал: «Надо всё починить...Чтобы на всех версиях iOS и Android работало». Что-то поднастроил, а потом пришла мысль, что [на кабинке снаружи] написано «Не работает», и я подумал, что это забавно. В обычной жизни ты тоже [порой] ищешь туалет, подходишь, на нём написано «не работает», и ты такой «блин, иду ищу другой туалет». И с AR такая же история происходит – работает через раз, я подумал: «пускай люди сами с этим разбираются». (смеется) И не стал дальше копать.
И: Была еще какая-то ирония в том, чтобы показать туалеты, висящие внутри туалета?
Не помню, что было первично. Вроде бы не было сначала идеи вешать работы внутри туалета. Основная цель – сохранить выставку в виртуальной реальности, и я бы мог даже сделать отдельную AR-галерею. [Потом я сходил на] лекцию социолога [Ирины Семяшиной, посвященной термину «Третье место»], где обсуждались публичные общественные места, [в которых] люди могут нарисовать что-то, пространства, где работы могут продолжить существовать. И мне показалось забавным, что ты сидишь в кабинке, вокруг работы висят, ты разглядываешь, пока нечем заняться. (смеется)
И: Вопросы для статистики: был ли у тебя опыт использования подобного туалета?
В такой кабинке, кажется, я ни разу не был. (задумывается) А может и был на каком-то фестивале. У меня на даче сельский туалет. Где-то в горах [использовал похожий] туалет… Еще был опыт использования крутого чистого городского туалета возле ТЦ «Фролов».
И: Как ты оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(улыбается) Как художник или…? Для меня это нормально, я считаю, что это очень даже любопытно. Пытаюсь сейчас себя в другое место мысленно поместить, если бы я не в «Зерновую» пришел, а в Москве в какую-то кофейню, и там такая выставка. Я бы сказал «любопытно, можно посмотреть». (задумывается) Как среднестатический посетитель кофейни, может быть, и не очень прикольно…
И: Про Олега: как ты считаешь, что было первым – идея или эскиз?
Я практически на сто процентов уверен, что сначала был эскиз, а потом идея. (улыбается)
И: Саша, благодарю за интервью! Хочешь еще что-то добавить?
Сделаю еще такой дисклеймер: чтобы мою работу оценить, вообще не надо мое мнение об этом слушать. Кому нравится, тому нравится, кому не нравится – окей, мой рассказ вообще не должен влиять на восприятие работы! Считаю, когда художники что-то рассказывают – [это вторично]. Первичное – когда человек смотрит на работу и говорит «вау» или «фу», ну и всё.