И: Назови свое имя или творческий псевдоним и расскажи, связана ли твоя профессиональная деятельность с искусством или творчеством.
Меня зовут Лиза Викторова, я – член союза бирюзовых художников. Ну раз я – член союза художников, значит я – художник. (смеется) Так как союз [родился самостоятельно], это не тот союз художников, у которого есть свое здание в городе, [хотя] у нас есть устав, логотип. Мы для себя это создали, пишем этюды с натуры. И я в свою юность 4 года работала фотохудожником, в трудовой книжке это так и записано.
И: Засчитано! А почему группа называется «бирюзовая»?
Есть две версии: во-первых, бирюзовый цвет считается основным при написании этюдов. Плохая погода или хорошая – [неважно], этот холодный цвет в принципе подходит для всего: его можно добавлять и в снег, и в зелень травы. Вторая версия – если произносить слово «бирюзовый» с полным ртом, то получается [далее следует непереводимая игра звуков], [возникает ассоциация] с чем-то «движовым». Мы «движовые», у нас всё время случаются какие-то выставки, тусовки.
И: Я ожидала ассоциаций с «бирюзовыми» ИТ-компаниями.
Этот вариант [посложнее], но в целом тоже подходит для нас. Только там тоже не объяснено, почему именно «бирюзовые».
И: Дальше будут вопросы о выставке. Почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Как узнала о проекте? Какие эмоции у тебя вызвала новость, что ты будешь участвовать?
Мне Олег в личку написал [отметку об участии]. Но я до этого видела [у Олега в соцсетях] пост, сначала он выложил этюд, а потом, чуть позже, сфоткал его на фоне ковра и написал «вот такая штука, давайте придумывать оммажи». Но честно говоря, я [порой] не читаю [текст] под постом, только картинки смотрю, и я пропустила, что это именно приглашение. По поводу выставки: мне показалось, что это настолько глубокая тема, ведь образ деревянного туалета, даже здесь, в Калининградской области [Лиза сейчас живет рядом с Калининградом, возле балтийского побережья] – совершенно то же самое. [Например,] стоит жилой дом, пятиэтажный, но там нет водопровода, – люди строят такие же деревянные штуки, может три в ряд, может одну удлинённую, и пользуются до сих пор. И в Туле: на улицах Руднева, Жуковского, Союзной – в центре – везде такие же туалеты. И вот этот образ: крыша, скошенная вниз, чтобы не заливалась вода, кривая ручка… Прямо как песня «крутится, вертится шар голубой», ее все знают – так и этот образ туалета выполняет функцию [узнавания, объединения]. Поэтому я решила, что обязательно нужно поучаствовать, поддержать Олега, вместе с ним что-то сделать – это очень круто.
И: Первая в мире коллаборация двадцати людей, на самом деле это здорово. У меня дальше немного провокационный вопрос, призванный пробудить твои воспоминания, чем вдохновлялась: был ли опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
(улыбается) Свою картинку я больше связывала с названием «третье место» – отдельное от дома, работы, встреч, для меня это – море [работа Лизы – digital-коллаж из морских фото]. Естественно, как туалет, я морское побережье не использую. Смешных историй у меня нет, в основном грустные… (улыбается) [Например,] немецкий железнодорожный вокзал использовался как многоквартирный жилой дом. Естественно, там был какой-то вокзальный санузел, но во дворе [жители] себе построили еще несколько кабинок, куда ходить.
И: Я сейчас смотрю на твою работу. Можешь рассказать, чем вдохновлялась, какие материалы использовала и почему?
Я брала оригинал Олега, в фотошопе накладывала [сверху] на свой оммаж, чтобы сохранить композицию. [Попутно] я анализировала работу [Олега], насколько классно всё с точки зрения композиции сделано, прямо обводила пятна света и старалась подобрать по тону именно такую фотку. Фоток моря, сделанных на телефон, у меня [очень много]. На море фотографируешь, [получается] пять тыщ мильёнов фотографий моря, что с ними делать? Ну выложишь их один раз в сторис, а дальше – зачем они нужны? (смеется) А вот тут они понадобились все.
И: Издалека кажется, что это обычный коллаж, не фото-коллаж. Вблизи понимаешь, что это в программе сделано. Все части коллажа – фото моря?
Да. Чаще всего это один и тот же ракурс побережья Светлогорска, просто в разное время года, дня. (смеется)
И: А черная обводка?
Я сначала сделала без нее, но он смотрелся не так контрастно. Потому что одна фотка [сливалась с другой]. С контурами получилось интереснее, картина была не очень живая без них. У меня сначала была идея сделать тени [от фотографий], как будто куски друг над другом парят. Но так не получилось, потому что [составных частей] слишком много, надо две-три, и тогда эффект будет. Но так тоже хорошо, я же должна показать все фото моря. (смеется)
И: Скажи, как ты пришла к digital? Какие техники еще используешь?
Ну я в основном пишу акрилом на холсте, мастихином. И мне не хотелось напрягать Олега, чтобы он ходил в СДЭК, получал посылку, тем более что он сам делал паспарту. Я подумала, что лучше сделаю [digital-]коллаж. И, если бы я начала акрилом писать туалет, это получилась бы просто еще одна живопись. Мне кажется, что он хотел коллаж, [когда мы с ним обсуждали в самом начале первую работу – аппликацию вашей покорной слуги].
И: Скажи, почему именно море? И кажется, я вижу пару фото леса.
Потому что у меня сейчас такая жизнь: я живу на море и рядом с лесом. Это «третье место», которое я вижу ежедневно. А до этого я жила в Заречье, видела нефтебазу и железнодорожные пути.
И: У меня есть еще два провокационных вопроса. Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(задумывается) Сложный вопрос. (улыбается) Еще формат такой небольшой, надо приглядеться… Я об этом [провокации] не подумала, я восприняла это как пространство для выставки, а что туда будут еще обычные люди…
И: Пить кофе, смотреть на туалеты…
На самом деле с точки зрения эстетики, конечно, не очень. (суровеет) Мы просто уже как художники привыкли ко всему, нас ничего не удивит. И техника выполнения очень [мягкая]. И никто не сделал плохо, [например,] что что-то там льется…
И: Грязи не было... Пока.
У меня была идея написать именно грязью туалет. Был такой опыт: в Тульской области мы ездили на этюды в храм, который переделали в хранилище для навоза. Сейчас он стоит заброшенный, и я брала из-под ног грязь, смешивала ее [с] водой и мастихином лепила на холст. Она [выглядела] как черно-коричневая пастозная краска. Она засохла, я ее лаком закрепила и немного тушью [границы подрисовала]. Я хотела так сделать [и оммаж], но потом подумала, что испорчу концепцию. Ну и опять же, пересылка.
И: Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз, а потом присовокупил к этому социологическое понятие «третье место» или сначала он думал про социологию, а потом подвернулся тот самый туалет, и всё сложилось?
Учитывая то, как он описывает свои работы – [это обычно глубокая мысль]. И, скорее всего, он уже в процессе думал, искал формат: [не зря] объект находится в центре, до него еще нужно дойти… Скорее всего он увидел туалет и уже начал думать, что это будет за проект.
И: Мне осталось только поблагодарить тебя за интервью!