Интервью "Третье место"

Катя Забелина

И: Привет, представься: назови свое имя и/или творческий псевдоним.
Меня зовут Катя Забелина. У меня нет творческого псевдонима.
И: Связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или искусством?
Я учусь в магистратуре на специальности «Художественная керамика» в [РГХПУ им. С.Г. Строганова] в Москве и бакалавриат закончила по этой же специальности. Зарабатываю деньги частным репетиторством, либо провожу мастер-классы по керамике, ну и [гончарному ремеслу], в том числе.
И: Интересно, почему пошла именно на керамику?
Да случайно так получилось. Не было четкого плана после 11 класса. И я знала, что хочу связать свою жизнь с творческой специальностью, точнее даже не знала, а просто занималась творчеством. Думала о дизайне, [а потом] случайно подала документы на керамику и решила остаться, потому что [понравилась обстановка] на кафедре и взаимодействие с материалом – керамикой.
И: Насколько я знаю, производство керамики – процесс с достаточно высокими рисками. Ты сейчас всё еще получаешь кайф от своей профессии? Или хочешь куда-то еще развиваться?
Ну, чтобы радость первого впечатления [испытывать] – такого больше нет. Но мне все еще нравится результат и то, чего можно добиться посредством керамики, малой формы в художественном смысле. Мне кажется это очень интересным. И сейчас этот медиум [переживает] расцвет, к нему много интереса, и [появляется больше] художников, которые обращаются к [керамике]. С тем, продолжать дальше или нет, я всё еще думаю. Но я точно хотела бы продолжать заниматься современным искусством.
И: Про выставку: почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвал этот проект?
Я сразу увидела пост [в соцсетях], который выложил Олег, и хотела поучаствовать. Несколько раз перечитывала и поставила себе засечку в голове, чтобы разобраться с этой темой. Участвовать меня [в итоге] позвала Яна Преображенская.
И: Был ли у тебя опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
Конечно. (улыбается) У нас на даче стоит [уличный туалет]. Каких-то особенных историй, связанных [с этим объектом], у меня нет.
И: Хорошо. Тебе повезло, я тебе так скажу. (смеемся) Тогда переходим к твоей работе. Мне важно понять, как к тебе пришла идея? Кто делал деревянную рамку: ты или Олег?
Я не знала, что Олег [самостоятельно] оформляет рамки. (смеется) Я думала, что все свои приносят, и поэтому сама сделала [рамку]. Как пришла идея: уличный туалет для меня ассоциируется с деревней, а деревня ассоциируется с особенным деревом. У нас в деревне очень много дров было заготовлено, а деревянная архитектура: сами бревна, из которых [всё] сделано - стареет со временем, и мне нравится эта фактура. Хотелось как можно больше этого чувства привнести в какие-то свои [объекты], и как раз [в проекте «третье место» мне показалось] это подходящим применить. Для меня кажется очень красивой шероховатая, шершавая, состаренная временем поверхность. [А еще] кроме керамики я занимаюсь графикой и хочу в наступившем году [интервью проводилось в январе 2024 года] делать больше графических работ, поэтому я [оммаж] сделала в графике. Пять вариантов нарисовала и выбрала этот [для выставки].
И: Какая конкретно графика, какие материалы использованы?
Это черный линер на плотной белой бумаге. Рамку, как уже говорилось, я делала сама, и как-то это всё степлером прибивала… (перебивает себя) Ну, наверное, это секрет. (смеемся) Мне как раз очень хотелось сделать именно такую рамку. Керамика делается долго: в процессе может быть брак, придется переделывать, а мне не хотелось затягивать, поэтому решила сделать графику.
И: Материал рамки прямо с твоей дачи?
Да, это с дачи. Это конечно не выдернутые [доски] из туалета… (смеемся)
И: А что там было не так с откинутыми вариантами? Что особенного в этом?
Одну и ту же картинку можно нарисовать по-разному, по-разному провести линию, поэтому я хотела побольше вариантов сделать, чтобы графически это было точнее, красивее, хотя такое слово к современному искусству сложно применить. Основной критерий - чтобы эстетически я была удовлетворена. Естественно, этого не произошло, но я приблизилась к этому – мне тяжело полностью быть довольной своей работой, [хотя] я стараюсь быть менее самокритичной.
И: Знакомая история. Знаешь, есть такие картины по номерам или рисунки в Paint, которые можно обработать «заливкой». Хочешь ли ты потенциально залить свою черно-белую картинку цветом?
Мне нравится, что она черно-белая, я не хочу заливать цветом.
И: А есть какое-то объяснение этому? Твое видение.
Интересный вопрос, я об этом не задумывалась. Во-первых, работа с цветом – это отдельная работа. Не могу сказать, что плохо с ним обращаюсь, но мне нравится обращать внимание на детали, сочетания между собой контуров предметов, поэтому у меня особенно прижилась такая линейная техника графики. Она одновременно точная и ускользающая.
И: У тебя керамика цветная, покрытая глазурью, или монохромная?
Я вообще очень графична. Летом я сделала серию пластов [глину раскатывают тонким слоем, как тесто, и рисуют на нем, например, глазурями] с цветом, потому что я поставила себе задачу сделать хоть что-то яркое. Но в целом у меня цвета мало в работах, в основном – белый, красный, черный. Как-то само постоянно так получается, я будто не мыслю большим количеством цвета. А если мыслю, то это близкие пастельные тона или ограниченные палитры. У меня в планах сделать серию живописных работ – комнатных растений – и вот они точно будут цветными, но всё равно не яркими. Но для меня в искусстве важно высказывание, поэтому я к таким зарисовкам или этюдам не серьезно отношусь, по крайней мере сейчас. Пишу цветы для себя, как отдых, – очень люблю рисовать растения. Это связано и с моим образованием, потому что ДПИ [декоративно-прикладное искусство] подразумевает орнаменты, а они часто делаются из ботанических форм и мотивов. Видимо, у меня так вектор и сместился.
И: Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(смеется) Это интересно, это часть нашей жизни. Меня [такое решение] конечно удивляет, забавляет. И я бы сказала, что мне иронично смешно. А так, это же зависит еще от культуры и отношения к туалетам. У нас оно свое, а в азиатских странах, к примеру, своё, поэтому отношение – вопрос призмы [общества]. Возможно, мы [выставкой] дестигматизируем эту тему.
И: Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала была идея, а потом подвернулся тот самый туалет?
Мне кажется, я даже спрашивала это у Олега. И вроде бы как он сначала нарисовал серию набросков, а потом накинул идею – и родился проект.
И: Катя, спасибо за интервью!