Интервью "Третье место"

Элина Климова

И: Назови, пожалуйста, свое имя или творческий псевдоним.
[Меня] зовут Элина… [Творческий псевдоним] - Элина Клык.
И: Второй вопрос про тебя. Связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или искусством?
Ну, я училась на иллюстрации и анимации. Сейчас работаю в книжном [в ТИК «Октава»], поэтому на твой вопрос отвечаю «да». (улыбается)
И: Да, я видела твое интервью с Катей Бузовой [одна из художниц-участниц выставки «Третье место» и параллельно – кураторка галереи singz-zings]… В целом получается больше да, чем нет?
Да, я еще анимации делаю… И рисую.
И: Что за анимации?
Я делаю stop-motion [анимацию] – это такая кукольная анимация, когда какие-то предметы двигаешь, не обязательно куклы, фотографируешь и потом в итоге видео получается.
И: Поняла, такая покадровая съемка! Мне кажется, это очень трудоемкая работа. Следующие вопросы о выставке. Как узнала о проекте [«Третье место»], какие эмоции он у тебя вызвал? Почему решила поучаствовать?
За Катей и Олегом я давно слежу. И я видела open call с их прошлой выставки «Пустота». Я хотела поучаствовать, но не успела. На эту выставку с оммажами я видела [у Олега в соцсетях] пост, но не стала ему сразу писать, предлагать [себя в качестве участника], думала, что мне не хватит времени. Но потом Олег через Катю предложил [мне] поучаствовать, и я решила, что буду, потому что тогда точно доделаю [работу]. Это классная идея: интересно, когда [выставка наполняется] постепенно и когда есть [единая] визуальная тема, композиция, – рамки максимально узкие, и [интересно посмотреть,] как разные художники это [обыгрывают].
И:Был ли у тебя опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
(задумывается, улыбается) А, да, когда я училась в колледже [искусств имени А.С.] Даргомыжского, у нас были выездные плэнеры: домик, красивый вид вокруг, деревушки, курочки… И вот там был такой туалет. Но он был совсем рядышком и не был живописным. Я бы не представила его на живописной работе наподобие того, как Олег сделал. И [туалет] не был деревянным, он был пластиковым. Деревянные были, но подальше.
И: Была ли у тебя какая-то запоминающаяся история, связанная с ним?
(задумывается) Нет, не было, все было стандартно.
И: Что ж, тебе повезло. (улыбаемся) Про твою работу: как тебе пришла идея, почему именно такие материалы использовала?
Я смотрела чуть-чуть, какие работы ребята делают [из уже выставленных]. Мне дали две недели, но в итоге я сделала [оммаж] за три дня. У меня было мало времени, и я понимала, что, если я буду рисовать, то не получится какой-то выразительной работы, потому что я рисую меньше, чем [делаю] что-то другое. Поэтому я стала вышивать. Я вышивала на холсте: это холст для живописи, он загрунтован, плотный, не нужно думать над тем, как потом эту вышивку [экспонировать на выставке]. Но именно поэтому весь рисунок в центре, потому что по краям [натянутого холста] – деревянные рамки, и в них невозможно вышивать.
И: А почему именно вышивка? Это твоя первая вышитая работа?
Я не сильно погружена в вышивку. Слежу за Лизой Смирновой, которая занимается вышивкой и делает крутые вещи. По-моему, это первая законченная работа, не могу вспомнить наверняка. Я раньше плела фенечки, поэтому у меня осталась целая коробка мулине с разными нитями: они все в узелках, спутанные. Отчасти было желание израсходовать эти нитки.
И: Издалека твоя работа не похожа на вышивку, скорее на digital. Если мы говорим про гладь [техника вышивки, когда нитки плотными стежками полностью покрывают полотно], то у тебя в композиции остались фрагментарные незаполненные моменты. Как будто есть объект, а мир вокруг не до конца реальный. Что ты вложила [этим приемом] в работу?
[Благодаря тому, что] я вышивала на холсте, [натянутом на подрамник,] осталось много белого пространства. Мне нравится, как работает белое пространство [в композиции]. Я еще коллажи делаю и люблю, чтобы было совсем чуть-чуть составляющих, и чтобы они были в белом пространстве. Насчет [художественного решения в] вышивке: туалет был выполнен четкими прямыми линиями, а все вокруг – хаотичными [стежками]. [Появился] такой контраст: туалет [выглядит] как то, что существует, а реальность вокруг исчезает.
И: Коллажи, которые ты делаешь – на бумаге или digital?
На бумаге, мне нравится вырезать из журналов, нравится тактильность во всем. Я именно поэтому [увлеклась] stop-motion анимацией. Сначала я сама руками это всё двигаю, потом, когда на экране видно какой-то материал – это про [физическое ощущение] того, что ты видишь. В процессе, когда я вышивала, я думала: «интересно это получается, как если бы я вышивала отражение по горизонтали – изнанку картины Олега.»
И: Почему ты считаешь, что белое пространство – это важно?
В каком-то смысле это еще и воздух, [что] в живописи тоже считается важным. Когда мало белого пространства, мне становится слишком душно от картины, как будто у меня «чешется мозг», и я хочу убрать всё лишнее. А когда много белого пространства, это меня больше успокаивает и не так давит на психику, нет визуального шума, который противен.
И: У тебя в оммаже тоже приоткрыта дверь [здесь сравниваю со своей работой]. Можешь рассказать, почему?
Дверцу я сделала открытой, чтобы объект был интереснее визуально. Так бы на нем были только параллельные линии, а тут элемент кривится, это [цепляет взгляд].
И: Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(смеется) Не знаю, тут наверно… Туалет-то получается один. Тот, который [на картине Олега]. А остальное – оммажи. Один – можно. (улыбается)
И: Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присоединил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала была идея, а потом подвернулся туалет?
Я думаю, сначала Олег нарисовал туалет, и может быть потом он посмотрел на свою работу и понял, что это может быть. И у него всё замэтчилось: картина нашла свое объяснение, а сначала это было больше что-то бессознательное. Возможно, он знал о [понятии] «третье место» и, когда уже заканчивал писать работу, вспомнил об этом.
И: Элина, спасибо большое за встречу!