И: Операция «выйти из сумрака». Назови, пожалуйста, свое имя и/или творческий псевдоним.
Меня зовут Яна Преображенская, мой псевдоним – yana greeen tea.
И: Немного о работе. Связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или креаторством?
С работой [творческая деятельность] не связана, если только косвенно. По профессии я – архитектор, а творчеством и искусством занимаюсь как чем-то приятным для себя и не хотела бы делать это работой.
И: Дальше вопросы о выставке. Почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвал этот проект?
[Решила поучаствовать,] потому что идея и сам концепт выставки очень интересны, начиная от самой работы – оммаж, и то, что это вообще выставка оммажей, и заканчивая тем, каким образом ты попадаешь на выставку: тебя должны отметить, передать эстафету. Ну и конечно хотелось поучаствовать в чем-то таком, плюс, [участники] – региональные авторы, и очень здорово, что такой локальный проект развивается в Туле.
И: А какие эмоции вызвал проект, когда ты о нем узнала?
Мне стало очень интересно и захотелось поучаствовать, а потом я увидела, что ты меня отметила и… (смеётся)
И: Как неожиданно и приятно!
Да, как неожиданно и приятно. Мне правда было очень приятно, у меня хорошее настроение было весь день.
И:Вопрос-провокация. Был ли опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
Да. (смеются все) Не конкретно этого конечно объекта, но да.
И: Нам нужно, чтобы Олег сбросил геолокацию.
И мы все посмотрим на [этот туалет] вживую. И возможно его используем.
И: Как часто приходилось сталкиваться с использованием таких объектов? У тебя был частный дом?
Нет, это были разные ситуации. Первая: в детстве меня каждое лето сдавали к бабушке на дачу, и там был очень страшный туалет. И, к сожалению, я проводила там каждое лето. А потом была [вторая] ситуация, когда наступило полное принятие. Мы были в лагере, там был общий туалет. То есть он был не в домике у каждого, а это было огромное [сборище] туалетов, но где-то была сломана дверь, где-то кто-то уже сделал его непригодным [для использования] … Но мы нашли выход: за пределы лагеря вела дырка в заборе, и там стоял туалет, и мы туда ходили короче. Потому что это было оптимальным решением.
И: Понятно, у тебя больше ассоциации с детским лагерем.
Ну да, это был положительный опыт. (смеется)
И: Можно сказать про «топ сельских туалетов»: в лагере, на даче… А теперь о твоем объекте. Как пришла идея оммажа? Какие материалы использовала для создания и почему именно такие?
Ну там вообще целая история, потому что то, что попало на выставку – это второй вариант. Был еще первый, [который] был сомнительным, потому что я решила, что хочу поэкспериментировать на этой выставке. И я решила нарисовать тушью на кальке многослойную картину. Но была проблема. Во-первых, это оказалось не совсем про то, что я рисую. Во-вторых, калька оказалась не такой прозрачной, как я хотела, а в-третьих нужна была подсветка или еще что-то, чтобы [композицию] было видно.
Короче, я отправила [первый вариант] Олегу, он сказал «круто», а на следующий день сказал «может еще что-то нарисуешь»? (смеются все)
Ну то есть второй вариант, конечно, получился лучше, потому что я села, подумала: а как бы я это сделала? Посмотрела на оригинал, а там был такой приятный свет, и мне захотелось его передать. И, чтобы получилась мягкая работа, [я использовала] тонированную бумагу для пастели, зафигачила по ней акварелью, а акварель на ней прямо размывается, [потому что] впитывается сильно. Сверху я уже покрыла пастелью и соусом белым зафигачила, свет добавила, ну и цветочки светящиеся, ля-ля-ля, и началось… Ну и в итоге [получилось] то, что есть.
Короче, я отправила [первый вариант] Олегу, он сказал «круто», а на следующий день сказал «может еще что-то нарисуешь»? (смеются все)
Ну то есть второй вариант, конечно, получился лучше, потому что я села, подумала: а как бы я это сделала? Посмотрела на оригинал, а там был такой приятный свет, и мне захотелось его передать. И, чтобы получилась мягкая работа, [я использовала] тонированную бумагу для пастели, зафигачила по ней акварелью, а акварель на ней прямо размывается, [потому что] впитывается сильно. Сверху я уже покрыла пастелью и соусом белым зафигачила, свет добавила, ну и цветочки светящиеся, ля-ля-ля, и началось… Ну и в итоге [получилось] то, что есть.
И: Я могу добавить, что видела твою работу, и она у меня вызвала ассоциацию с «Очень странными делами», миром-изнанкой.
Вот это очень интересная штука, что ты рисуешь, а потом [зрителю] кажется, что [похоже] на вот это и вот это.
И: Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(смеется) Это очень смешно, особенно когда ты мне на это указала, потому что я об этом не думала. Но вообще идея очень прикольная, если со всех сторон про нее подумать. (снова смеется) Мне понравилось, что недавно была лекция в кофейне и кто-то сказал шутку, что это действительно спешелти-кофейня, раз тут есть шесть туалетов.
И: Для кофемана это важно, если вы понимаете, о чем я. Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала была идея, а потом подвернулся тот самый туалет?
Нет, я думаю, что он сначала нарисовал, а потом подвернул [под] идею. Насколько я помню, это были пленэрские зарисовки. Пленэр – это когда ты идешь и видишь: о, красивенькое такое и зарисовал. Там такой свет был. А потом уже теория, я думаю так.
И: Яна, спасибо большое, что согласилась на интервью!