Интервью "Третье место"

Арина Лифанова

И: Пожалуйста, представься, и расскажи, связана ли твоя профессиональная деятельность с творчеством?
Меня зовут Арина Лифанова, мне 23 года. Всё, что я делаю в жизни, связано с искусством, всё мое прошлое, настоящее и будущее, надеюсь. (улыбается) Я учусь на искусствоведа в академии [имени Сергея Григорьевича] Строганова, до этого училась на живописца в колледже искусств [имени Александра Сергеевича] Даргомыжского. [Сейчас] работаю иллюстратором и пытаюсь выставляться.
И: Я так понимаю, у тебя получается, учитывая, что мы на интервью!
Да, что-то происходит. (все улыбаются)
И: Дальше будут вопросы про выставку. Как узнала и почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвало приглашение в этот проект?
Меня пригласил [поучаствовать в выставке] Олег. Причем я сначала увидела пост об этом, подумала «о, прикольно», но ведь суть в том, чтобы художники приглашали друг друга? Я сижу, жду… А потом мне Олег сам написал «о, а чего это ты не участвуешь»? Я такая «действительно»! Так и получилось. Я за любой движ в моем любимом родном городе, мне нравится, что придумывает Олег с Катей, нравится вписываться во всю эту историю, тусовку, [нравится,] что в Туле наконец появилась современная поп-ап галерея. Нравится это всё поддерживать, хотя бы своим участием.
И: ты тулячка, да?
Конечно, да… (улыбается) пряничная женщина.
И: Я тоже тулячка, могу подтвердить, что раньше в Туле ничего такого не было. Полностью поддерживаю. Дальше будут провокационные вопросы.
Ура! (все смеются)
И: Был ли у тебя опыт использования объекта, которому посвящена выставка? Не того же, но аналогичных?
(смеется) Бабушкина дача.
И: Здесь речь о том, что тебя конкретно здесь [в этом объекте] вдохновило. Я сейчас вот смотрю на твою работу, чем вдохновлялась, когда создавала оммаж?
Для меня отправной точкой было существование синего, потому везде, где есть деревья – везде есть синий. [В моих работах обычно] у деревьев синие стволы, синие тени, и [это] никак не могу объяснить. [При этом] я скорее отталкивалась от материалов, а [не от] символизма цвета. Просто я люблю технику масляной пастели с акварелью.
И: Понятно, то есть ты отталкивалась от того, что используешь в своем творчестве.
От техники, которую я люблю с раннего детства, и я только недавно начала к ней снова возвращаться. Она приводит меня в какой-то дикий, детский восторг. Я работаю не для результата, я работаю для процесса. Весь кайф даже не в том, что я выставляюсь или что у меня есть эта работа, а в том, что я над ней работала.
И: Я тогда задам дополнительный вопрос. Есть такая теория, что все творцы – садовники или архитекторы. Садовники, например, Толкин, начинал писать, и дальше уже произведение им управляло, а есть архитекторы, которые выстраивают сюжет… Ты себя к кому больше относишь?
Если я работаю с заказчиком, то я архитектор, потому что отвечаю за процессы от и до. Если я делаю что-то для себя, безусловно, я садовник, я бы даже сказала, алхимик. Потому что в какой-то момент всё выходит из-под контроля, и [я задаю] себе точку, где уже не имею власти над [происходящим]. Стараюсь привнести эффект неожиданности, чтобы [было кайфово].
И: А касательно оммажа?
Когда я планирую работу, я вижу только цветовые пятна. А дальше… Как пойдет. Могу сделать набросок, но [поскольку] Олег задал рамки [для создания оммажей], мне даже не приходилось ничего придумывать [в плане построения композиции].
И: Здорово, думаю, максимально вытянула у тебя, почему и зачем. Немножечко услышала про материалы, просто перечисли, какие материалы использовала.
Масляная пастель и акварель, на акварельной бумаге. Сначала планировала сделать тушью на акварельной бумаге. Я на самом деле сделала две работы…
И: Так, вот это уже интересно! Процесс творческого поиска! Давай подробнее.
Я накануне начала пробовать рисование пером.
И: Прямо натуральным, гусиным?
(все смеются, Арина показывает металлическое перо) Нет, вот таким. И впервые попробовала цветную тушь. С ней получается [тот же] эффект, что и от масляной пастели, [но с тушью] мне не понравился результат, с ней всё слишком четкое, графичное.
Мне очень нравится эта техника [техника рисования, основанная на том, что сначала прорисовываются контуры невпитывающим материалом, например, масляной пастелью или тушью, а потом сверху накладывается основной материал, например, акварель, и в местах наложения материалы не смешиваются – в итоге исходные контуры проступают], она как витраж. Я очень люблю витражи и то, чем увлекались художники в конце XIX века, это называлось клуазонизм*. Для меня было важно сохранить контурность.
И: Следующий провокационный вопрос. Как ты оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(все смеются) Я об это даже не задумывалась как о какой-то противоречащей… едальне вещи. Нужно очень постараться, чтобы понять, что это туалет. [Как зритель] я бы [подумала] «ага, будки…дачные будки…ага, в дачной будке биотаулет». То есть это слишком длинный клубок размышлений. Вот если бы он [унитаз] там стоял напрямую…
И: То есть он замаскирован этой будкой.
Да, и можно догадаться только благодаря названию.
И: Короче, главное не читать название, а сначала посмотреть, попить кофе…
(все смеются) Я вообще нормально отношусь к туалетной тематике и туалетному юмору.
И: И последний провокационный вопрос. Ну он на самом деле достаточно философский. Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала была идея, а потом подвернулся этот объект?
Нет, мне кажется, что он сделал сначала скетч где-то, а потом рылся, рылся в своих работах, думал, из чего бы сделать выставку, а такой: о, вот! Нашел! (все смеются) [Кажется, что] это словосочетание [социологического понятия] и образ в какой-то момент сложились.
И: Арина, мне осталось только сказать большое спасибо!
*Клуазонизм — термин, перенесённый в живопись из декоративно-прикладного искусства: техники перегородчатой эмали «клуазонне», перегордчатых витражей. Обозначает особую манеру письма, разработанную живописцами Понт-Авенской школы Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в 1887 году, подражавшими в те годы живописи Поля Гогена.