И: Представься: назови свое имя или творческий псевдоним.
Меня зовут Виктория Смирнова, я – архитектор, состою в Тульском отделении Союза архитекторов России.
И: Расскажи, связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или искусством?
Да, моя деятельность связана с архитектурой и, получается, искусством. Раньше я участвовала в студенческих [в ТКИ им. А.С. Даргомыжского], а также в Молодежных выставках, которые проводились в Тульском отделении Союза художников.
И: Если не секрет, занимаешься какими-то [архитектурными] объектами в Туле?
Ну да, на 99% объекты, которыми я [занимаюсь] на работе, связаны с Тулой, и [в некоторых случаях] с другими городами. Cейчас я нахожусь в [декретном отпуске], поэтому моя рабочая деятельность на паузе, но… Скоро возобновится. (улыбается) Больше всего меня интересуют в работе образовательные проекты: школы, сады, кампусы университетов.
И: А что за выставки в рамках Союза художников, [в которых ты участвовала]?
В рамках Союза художников [выставлялись] студенческие и молодежные работы, [ограниченные по возрастной категории участников]. Это были наброски с натуры: обнаженка, натюрморты… Всех не вспомню. (улыбается) Еще у меня был маленький цикл работ, посвященных Оптиной пустыни – пленэрные зарисовки в смешанной технике. И еще в 2021 году две мои акварельные работы [участвовали] в выставке, после того как я закончила курс по акварели у Евгении Костиковой в студии Анастасии Легась «WHITE». У участников курса собрали часть работ, которые выставили в зале Союза художников на Красноармейском проспекте. Живописью я сейчас не занимаюсь, с началом рабочей деятельности всё художественное немного отошло на задний план. Но я люблю это дело: и графику, и живопись – всё это мне очень близко. В декрете нахожу моменты урывками позаниматься чем-то для себя, в основном это 3D-визуализация интерьера, архитектурных объектов.
И: Переходим к вопросам о выставке. Расскажи, почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвал этот проект?
Сейчас мы достаточно плотно общаемся и с Катей Бузовой – она моя хорошая подруга, и с Олегом, [в том числе по рабочим проектам]. Наше взаимодействие качественно и количественно увеличилось, поэтому я быстро [узнала о проекте «третье место»]. В принципе, я [всегда] слежу за их проектами, выставками, деятельностью, статьями на сайте. Мне сразу понравилась работа Олега – такая яркая, динамичная, активная колористика. Меня вдохновила твоя работа…
И: (удивляюсь) А, моя?
Да, [понравился] креативный подход, потому что я часто действую в каких-то рамках. Их нет, но я их себе придумываю. (улыбается)
И: Всё же тебя на участие в выставке вдохновила идеологическая часть проекта, чья-то работа или связь с Катей и Олегом?
Я читала книгу [Рэя Ольденбурга] «Третье место» и на собственном опыте почувствовала, как мне не хватает какого-то [третьего] оффлайн-места. Третьи места у меня сейчас пока виртуальные. (смеется) Поэтому сама тема [мне] очень близка. Если же брать уличную уборную как символ, то для меня он не столь значим, потому что нет никаких связанных с ней [детских] воспоминаний. Но я захотела переосмыслить [этот объект] как архитектор. Здесь сошлось всё сразу: вызов – смогу ли я поучаствовать, исходя из личных обстоятельств; интерес – потому что это Катя и Олег, и у них зажигательные проекты; значимость «третьего места» - учитывая, что такая проблематика в моей жизни присутствует.
И: Тогда давай перейдем к теме твоего оммажа.
[Еще с сентября] у меня было несколько вариантов: сначала я хотела сделать архитектурную отмывку [это метод выявления формы объекта путем послойного наложения китайской туши/акварели; тоном показываются области блика, света, полусвета, полутени, тени] или сделать компьютерную 3D-визуализацию [с текстурами]. [Мне хорошо знакомы эти техники], я так делала курсовые и дипломную работу. Но потом я подумала, что это уже пройденный этап [и] захотела 3D-визуализацию как-то стилизовать, [например, чтобы она не] отображала реальных цветов и текстур объекта, или вообще [сделать что-то другое.]
[Сначала] я в 3D полностью смоделировала уборную с забором, в надежде, что это натолкнет меня на мысль о [финальной] подаче. Архитектурную отмывку я всё еще держала в голове. [Потом] подумала, что хочется показать «взрыв-схему» [эскизный вид конструкции с разнесенными составными частями]. [Схема] меня тоже не удовлетворила, было непонятно, будет ли [оммаж] отвечать требованиям, потому что композиция должна быть неизменной и повторять работу Олега, насколько это возможно. Я [находилась в фоновом творческом поиске] с сентября по ноябрь, была недовольна, что не могу передать главную мысль: что это архитектурный объект, что он состоит из элементов, что он может вызывать у людей чувства, визуальные образы, быть узнаваемым…
А потом смонтировала гифку от безысходности. (смеется) Можно было [анимировать] «сборку» по дощечкам, но я упростила до основания, каркаса и обшивки. Выложила в соцсети, что вот, не довела до конца свою идею. И тут мне приходит комментарий от знакомого архитектора – Ксении Чижовой: «Как так? Почему же ты не доделаешь? Давай, у тебя еще есть время!». Она меня подбодрила, плюс я вдохновилась работами Армена Аганесова и подумала: «А кто сказал, что работа должна быть всего одна?».
[Решила] совместить всё сразу: и [смоделированный 3D-туалет,] и «взрыв-схему», и отсылку к отмывке, а также показать архитектурный цикл «природная среда-стройка- готовый объект». Он читается и в обратном порядке, когда архитектурный объект разрушается]. Текстуры на объект я наложила не как обычно – в 3Ds Max или Artlantis – а в фотошопе, как будто это ручная подача. Получилось не фотореалистично, но я такую задачу и не ставила - хотела сделать что-то среднее между реалистичностью и акварелью. Собрать фон [попробовала] как коллаж из фотографий, но мне не понравилось, как получается. В итоге сделала фон штриховкой в фотошопе вручную, примерно ориентируясь на цвета и композицию оригинала.
У меня получилось три работы: фон, «взрыв-схема» и готовый туалет, и оставалось три дня подумать, как это будет висеть на стене. Я сделала [что-то похожее] на панорамную открытку: получилась коробочка-конверт, в которую вложены мои работы. Нужно самому взять конверт и достать работы, причем [имеет смысл,] в каком порядке это достаёшь.
[Сначала] я в 3D полностью смоделировала уборную с забором, в надежде, что это натолкнет меня на мысль о [финальной] подаче. Архитектурную отмывку я всё еще держала в голове. [Потом] подумала, что хочется показать «взрыв-схему» [эскизный вид конструкции с разнесенными составными частями]. [Схема] меня тоже не удовлетворила, было непонятно, будет ли [оммаж] отвечать требованиям, потому что композиция должна быть неизменной и повторять работу Олега, насколько это возможно. Я [находилась в фоновом творческом поиске] с сентября по ноябрь, была недовольна, что не могу передать главную мысль: что это архитектурный объект, что он состоит из элементов, что он может вызывать у людей чувства, визуальные образы, быть узнаваемым…
А потом смонтировала гифку от безысходности. (смеется) Можно было [анимировать] «сборку» по дощечкам, но я упростила до основания, каркаса и обшивки. Выложила в соцсети, что вот, не довела до конца свою идею. И тут мне приходит комментарий от знакомого архитектора – Ксении Чижовой: «Как так? Почему же ты не доделаешь? Давай, у тебя еще есть время!». Она меня подбодрила, плюс я вдохновилась работами Армена Аганесова и подумала: «А кто сказал, что работа должна быть всего одна?».
[Решила] совместить всё сразу: и [смоделированный 3D-туалет,] и «взрыв-схему», и отсылку к отмывке, а также показать архитектурный цикл «природная среда-стройка- готовый объект». Он читается и в обратном порядке, когда архитектурный объект разрушается]. Текстуры на объект я наложила не как обычно – в 3Ds Max или Artlantis – а в фотошопе, как будто это ручная подача. Получилось не фотореалистично, но я такую задачу и не ставила - хотела сделать что-то среднее между реалистичностью и акварелью. Собрать фон [попробовала] как коллаж из фотографий, но мне не понравилось, как получается. В итоге сделала фон штриховкой в фотошопе вручную, примерно ориентируясь на цвета и композицию оригинала.
У меня получилось три работы: фон, «взрыв-схема» и готовый туалет, и оставалось три дня подумать, как это будет висеть на стене. Я сделала [что-то похожее] на панорамную открытку: получилась коробочка-конверт, в которую вложены мои работы. Нужно самому взять конверт и достать работы, причем [имеет смысл,] в каком порядке это достаёшь.
И: Хотела тебя спросить насчёт приглушенного фона на последней работе [с готовым объектом].
На первой и второй (по порядку) работах фон яркий, потому что природа – всё еще полноправный и главный участник картины. А на последней более насыщенным и четким становится архитектурный объект, то есть на передний план выступает в нашем случае уже архитектура. Я решила, что природная среда и объект будут не равноправными. [Вот если,] к примеру, дерево пустили бы через конструкции, это был бы полный симбиоз.
И: И всё-таки, почему дверь открыта?
Мне хотелось показать внутреннее устройство уборной, потому что так интереснее: мы как будто подглядываем «А из чего внутри состоит каркас? Что это за конструкции?».
И: Как думаешь, люди взаимодействуют с твоим объектом на выставке? Им всё понятно?
Нет, я думаю, не до конца понятно. Можно было бы пояснить, пригласить к интерактиву более явно. Вставить торчащие петельки, за которые можно потянуть вбок… [Про взаимодействие: думаю, работы достают] в разной последовательности, отмечают, как здорово, что можно выбрать картинку по настроению.
И: Как ты оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
(задумывается) Положительно. Мне кажется, странно было бы ограничивать тематику местом размещения, потому что кто сказал, что есть какая-то запретная тема? Даже если тут рядом еда и уборная, мы не показываем ничего, что могло бы испортить аппетит. У всех авторов достаточно интересные техники, и, пока ты ждешь кофе, можешь рассматривать работы. Мне нравится, когда пространство используется многофункционально и на выставку попадают люди, которые никогда бы не пришли на нее [в отдельную галерею]. «Зерновая» - тоже «третье место», связь достаточно прямая.
И: Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уборной, а потом присоединил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала была идея, а потом подвернулся тот самый туалет?
Мне кажется, что понимание и ощущение третьего места у Олега было записано «на подкорке» и, когда он поехал осуществить свои натурные наброски, могло получиться так, что это случилось почти одновременно… То есть, в подсознании существует идея «третьего места», [и во время работы] понятие «выстреливает». Идея находит форму, как быть объясненной.
И: Вика, спасибо за интервью!