И: Выйти из сумрака: назови, пожалуйста, свое имя и/или творческий псевдоним.
Приветы! Меня зовут Ульяна Кулагина.
И: Связана ли твоя профессиональная деятельность с арт-средой или искусством?
Сейчас я занимаюсь графическим дизайном, учусь в Московском политехе [институт графики и искусства книги имени В.А. Фаворского] на графическом дизайне мультимедиа. Подрабатываю на фрилансе иллюстратором и по вечерам иногда шью индивидуальные заказы, а еще периодически участвую в маркетах.
И: А что ты шьешь? Это одежда, аксессуары или апсайклинг чего-то?
Шью я примерно с шестого класса, сначала это были какие-то бабочки, куклы… Потом я стала брать заказы, шить для друзей. [Недавно] шила чехлы для планшетов и ноутбуков, чаще беру заказы на сумки, шоперы. [При пошиве] использую пэчворк, элементы вышивки, пока что ничего не рисую, но… Может быть начну. (улыбается) Одежду шью, но пока для себя.
И: А что насчет иллюстраций?
Все мои опыты с детскими иллюстрациями и иллюстрациями к книжкам пока только в рамках учебных проектов. Но если говорить о коммерческой иллюстрации, то мне чаще прилетают [маркетинговые] заказы заказы на афишу для маркета и открытки для локальных брендов. Например, я делала иллюстрацию – ее потом купила Октава [для афиши маркета]. Получается, это касается больше печатной продукции.
И: Дальше о выставке. Почему решила поучаствовать в проекте "третье место"? Какие эмоции у тебя вызвал этот проект?
В моем случае сработало сарафанное радио, и участвовать меня позвала Катя Забелина. Не буду лукавить: я, как любой художник, всегда хотела попробовать себя в подобном мероприятии, но подходящих условий не создавалось. Мне очень понравился формат «с каждого по работе». От меня требовалось лишь представить свою интерпретацию, что не составило большого труда, ведь это уже дело творческой привычки. Задумка проекта меня заинтересовала. До этого у меня уже был опыт участия в групповом проекте – в прошлом году с тульскими ребятами мы выпустили зин “Слышь, ты с какого района?”. Работать, ощущая себя участником группы, всегда проще. Ты чувствуешь сопричастность, но возложенная ответственность уже не так пугает, как когда ты организовываешь все в одиночку. Так что новость о том, что я смогу приложить к общему делу руку, очень воодушевила.
Объект, выбранный в качестве изображения, сначала удивил, но я решила подойти к этому с долей челленджа: нарисовать то, что сама бы не взялась. Мне захотелось докрутить историю и воплотить ее так, как если бы это был предмет моей творческой истории. В жизни я люблю обращать внимания на детали бытовой обыденности и пытаться найти в них какую-то скрытую прелесть. Поэтому эта история была для меня идеальна. [Кроме того,] в иллюстрациях мне часто не хватает героя-персонажа, поэтому в моем прочтении работы Олега появились неодушевленные предметы и живые существа. Мне кажется, так история расширяется и становится чуть ближе к зрителю, который в воображении сможет продумать новые скрытые детали. Можно даже сказать, что тут я поработала живой нейросеткой и расширила пространство изображения. (улыбается)
И: Действительно, очень интересует история появления персонажей, которых нет в оригинале Олега: собачка, птичка, улитка, а также треугольник, спираль, горшок... Откуда они появились?
У меня есть одна особенность в процессе творчества: я часто не знаю, как завершить работу. Несмотря на то, что я люблю идти от персонажа, здесь случилась скорее обратная история. Новые объекты появились из абстрактных пятен, будто сами выбрали свое место. Тоже скажу по секрету, что тут есть отсылка к другой участнице выставки, чью концептуальную работу я вспомнила, пока дорисовывала этот сюжет. (улыбается)
И: Был ли у тебя опыт использования объекта, которому посвящена выставка?
Конечно я пользовалась уличным туалетом, в дачной местности! Не скажу, что это был самый приятный момент детства, но воспоминания остались. (улыбается)
И: Как пришла идея оммажа? Какие материалы использовала для создания и почему именно такие?
Изначально я хотела работать в прикладном материале. Но условия ограниченных сроков и логистики [Ульяна сейчас учится в Москве] подтолкнули меня к самой подручной и привычной технике: рисованию на айпаде.
И: А какая была первая идея, с чем ты работаешь из прикладных материалов?
Сначала мне хотелось сделать [работу] в виде аппликации из ткани. [Но из-за перечисленных выше причин] я решила перенести концепцию в digital формат: [использовать] ограниченную монохромную палитру, работать “лоскутками” - пятнами - фрагментами, постепенно переходя от одной области к другой, собирая картинку по цвету, как пазл. Чем-то похоже на аппликацию, [это и] про процесс подхода к работе, то есть, работать от пятна, а не от линии. Так что частично первоначальная идея была у меня сохранена в [digital]. Не знаю, насколько это видно в итоговой работе. (улыбается)
И: По технике: ты сразу рисуешь в фотошопе или сначала оцифровываешь рисунки?
Сейчас я рисую исключительно digital. [Про оцифровку карандашных рисунков] – это зависит от ситуации. [Когда рисую не на заказ, а для себя, то] могу придумать идею, сделать эскиз в скетчбуке, потом может быть накидать какие-то цветовые отношения, используя карандаши… А потом через год я вспоминаю [об эскизе] и перерисовываю работу на планшете.
И: Скажи, могла бы использовать работу как иллюстрацию в книге? Если да, то в каком жанре?
Думаю, что немного стесняюсь называть себя иллюстратором из-за того, что это не является моим основным видом деятельности, но это так! Смогла бы запросто! Все же у нас больше принято, что иллюстрации живут на печатных и цифровых страницах. Хотя существует чудесный фестиваль «Морс», который, к счастью, доказывает обратное [и] показывает людям мир закрытых книг, организовывается выставка. Моя работа вполне могла бы стать разворотом в комиксе. Может быть из кабинки все же появится главный герой произведения. (улыбается)
И: Как оцениваешь идею разместить кучу туалетов на стене спешелти-кофейни?
Такого Тула еще не видела! Кажется, тема получилась искрометной и немного провокационной. Так и вижу недоумение в глазах любопытных посетителей. (улыбается)
И: Как ты думаешь, Олег сначала набросал эскиз уличной уборной, а потом присовокупил к этому социологическое понятие "третье место" или сначала была идея, а потом подвернулся тот самый туалет?
Давно слежу за деятельностью singz-zings gallery, ранее мне хотелось поучаствовать еще в тематической выставке “пустота”, но времени тогда, увы, не нашлось. [Отвечая на вопрос –] понимаю, что все было неслучайно, и идея нашла воплощение-объект. Забавно, что концепция третьего места и объект этой выставки так вторят друг другу. Туалет на улице - уже не дом, но и явно не работа, какое-то третье место!
И: Как ты думаешь, имеет ли место конкретно в этой выставке романтизация неприглядных со всех сторон мест? Если да, то зачем это нужно?
Очевидно, что романтизация присутствует. Потому что, ну, скажем откровенно, никто не стал бы на серьезной практике от ВУЗа на пленэре рисовать уличный туалет. А для чего это делается… (задумывается) Мне кажется, все у нас в мире уже перерисовано: люди, вазочки… Новых объектов для [изобразительного] искусства всё меньше и меньше. Почему бы не пробовать взять для [изображения] то, что никто не возьмет?