Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно. Подробнее
OK
Приближается осень. Самое время, чтобы пересмотреть снимки и погрузиться в приятную реку воспоминаний о тёплых летних ночах.
Отправится в санаторий, дом отдыха или кемпинг в Юрмале для жителей СССР было редкой возможностью. Да и сейчас уехать к Балтийскому морю, затеряться в шуме прибоя и позволить свежему ветру унести все мысли и переживания далеко от Рижского взморья звучит весьма притягательно. Приглашаю посмотреть, каким был отдых тулячек в 1970—1980 годы в Юрмале, городе-курорте, которым гордилась Латвия.
Две молодые женщины, советский модернизм в качестве декораций и санаторный отдых вдали от запылённой жарой Тулы. Архив фотографий сопровождают лаконичные карандашные подписи на обороте каждого снимка. Комментарии оставил мужчина, которого наша героиня и её сестра встретили во время летнего путешествия.
Санаторий Яункемери
«Наш корабль»
«[...]Архитектурный образ советских санаториев и домов отдыха должен быть выражен в формах, вызывающих бодрые, жизнеутверждающие эмоции, повышающие способность организма преодолевать недуги и усталость. Все особенности, обусловленные спецификой профиля санатория, используются для обогащения и индивидуализации архитектурной композиции]». Из кн.: А. В. Самойлов, санатории и дома отдыха, М., 1948.
Неудивительно, что наш фотограф включил так много снимков санаторного комплекса. Отдыхающий окружён рационализмом в организации и лечения, и отдыха. От общего ансамбля до деталей внутренней отделки помещений или малых форм садовой архитектуры. Архитектура выполняет роль (и справляется с этой ролью, как всегда, безупречно) декораций для человеческих драм.
Санаторий Яункемери всё ещё работает, представляете! С 1967 года. Кажется, наши герои приехали в него как раз после открытия.
«Это двуногое здание помогло встретиться двум двуногим существам (нам с тобой)»
Случайных прохожих на фотографиях очень мало. Те люди, что появляются — стоят спиной, пробегают мимо, теряются в архитектуре. Санаторий кажется опустошённым, как корабль, на котором остались всего парочка выживших. Может, фотограф просто не замечал никого вокруг, кроме двух соседок?
«Лестница на мой этаж»
«Причём открытая и парадная архитектура помещений общего пользования (киноконцертных залов, столовых, общих холлов, веранд и галерей) может создать выразительные контрастные компоненты по отношению к более интимно и скромно трактованным жилым секциям или индивидуальным жилым ячейкам. Однако главная «тема» художественного образа советской здравницы должна определяться его гуманистическим характером и почётным социальным назначением: обеспечить советскому человеку лучшие условия для лечения, отдыха и восстановления трудоспособности и здоровья». Из кн.: А. В. Самойлов, санатории и дома отдыха, М., 1948.
Интересно, девушки жили этажом выше или ниже? Думаю, фотограф сотню раз за день использовал эту лестницу.
«Перед вратами в ад. Сигулда»
Долгое время мне не удавалось разобрать вторую надпись, «Сигулда». Оказалось, что это замок-крепость, возле которого находится «Лес Побед» — лиричный перевод с немецкого языка.
«Эстетики нет, есть память»
Как только отдых закончится, чувства растают, как утренний туман. Главных героев раскидает по разным городам, по их собственным жизням и останется воспоминание о воспоминании. Кажется, это природа летних романов. Интересно, что значили врата ада на предыдущем снимке? Не окончание ли?
p.s. Знаете, подпись звучит, как манифест: эстетики больше нет!
«В Сигулде»
Знаю, кадр получился случайно. Но как удачно! Поймать момент, где вся туристическая группа отвернулась и только она смотрит на тебя. Пока никто не видит.
«Наш пляж»
В соседстве снимка и подписи чувствуется поэтичность языка. Это не «красивый пляж», не «песок и море», не «жаркое, как наши встречи, солнце». Это «наш пляж». Самонадеянное утверждение влюблённого с верой в силу присвоить то, что никогда и никому всецело не будет принадлежать. Но тем летом, в тот момент и тем людям — да.
«Весна и осень»
Представляю тёмную комнату, свет красной лампы, запах реактивов для проявки фотографий. За окном уже давно ноябрь, но на верёвке сушатся снимки, от которых веет летней жарой. Две сестры смотрят прямо на нас. Каждая следующая подпись — это сообщение фотографа девушке (или самому себе?). Чувствуете? Нас, случайных читателей, приглашают подсмотреть разговор. Это переписка в мессенджере, но из 70-х.
«Здание в Риге, которое тебе больше всего понравилось»
Левое или правое? Или слева весна, а справа — осень, как на снимке сестёр.
«Ещё немного и её голова будет у твоих ног»
«Этот снимок мне нравится больше всего (и как фотография и что на нём отлично выглядишь)»
…кажется, наш фотограф всё же сделал выбор.
«2+2=4»
Мне не удалось разгадать код…оставляю вам право домыслить историю. Лето — это маленькая жизнь, параллельный мир. И море (в прямом и переносном смысле) возможностей встретить кого-то, кто останется с тобой в сердце. А может, просто провести время с теми, кто дорог. Каждое лето бывает один раз, так?
Спасибо Елене за то, что пустила в личный архив. Спасибо её бабушке, что согласилась поделиться летней историей.
Людмила Аркадьевна
Бабушка Елены
После окончания института сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на Дону переехала в Тулу и устроилась на Тульский комбайновый завод.
Программный директор Точки Кипения и внучка Людмилы Аркадьевны
Катя Бузова
Придумала, написала и верстала материал
Совершенно случайно оказалась рядом с такой фантастической историей и разгадывала с вами шифр фотографий.
Спасибо, что прочитали этот материал до конца. Узнали про Тулу что-то новое из этой статьи? Отправляйте ссылку на неё друзьям и знакомым — это лучший способ показать, что вам было интересно! Репосты поддерживают желание выпускать такие тексты чаще и привлекают новых авторов, серьезных специалистов и специалисток, чтобы мы вместе могли создать больше интересных статей.