Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно. Подробнее
OK
локальные бренды от тульских художников и художниц
Город — это его люди. Сегодня мы поговорим о культуре, современных украшениях и поиске баланса между заказами и творчеством с Валентиной Афанасьевой. Ювелирный мастер, сочетающая в себе талант живописца, графического дизайнера и художника-иллюстратора: Валентина родилась и живёт в Туле. Её лаконичные и эстетичные украшения вдохновлены природой и завораживают с первого взгляда...
знакомство

интервью с Валентиной
афанасьевой

Меня всегда привлекали материальные вещи — предметы, которые можно трогать, разглядывать со всех сторон, с которыми можно взаимодействовать.
Может быть это слегка приземленно, но мне никогда не хотелось заниматься раскрытием великих мыслей в искусстве, я хотела создавать что-то красивое, что будет радовать людей.

Образование живописца — моя академическая база, на которую можно нанизать много чего...

в традиционной одежде Ювелирные изделия сообщали статус или социальную роль владельца. Зачем сейчас нужны аксессуары?
Я думаю, что потребности современности не так уж и сильно отличаются от потребностей прошлого. Все-таки украшательство — прекрасная древняя черта человека. Да и традиции с помощью внешнего вида обратить внимание на статус и принадлежность, хоть уже и не обязательные, но для многих существуют. По крайней мере еще не встречала людей, отказавшихся от обручальных колец.
У кого-то большая коллекция украшений, служащих аксессуарами под любой образ, кто-то привозит из путешествий на память вместо сувениров, а кто-то каждое тщательно подбирает в знак чего-то важного. Лично мне последнее очень близко, сама по такому принципу покупаю украшения, и на создание таких вещей нацеливаюсь, которые хочется наделить какими-то своими смыслами, ценностями, а может как бы «озвучить» для других свои предпочтения и взгляды.
Работа в мастерской — та часть моей жизни, где я могу забыть обо всем на свете и ни на что не отвлекаться часами.
А еще ремесло
— это сбалансированная комбинация творческого труда, умственного и физического.
В какой-то момент я поняла, что мне для гармоничного существования необходимо работать руками, монотонно погружаясь в процесс выполнения конкретной и понятной прикладной задачи. Так что решающим фактором в выборе именно ювелирного дела стало то, что эта деятельность лучше всего подходит под мои способности и потребности.
ремесло
Аксессуары на заказ могут быть произведением искусства и превратиться в художественное высказывание?
Ко мне редко обращаются с картинкой из пинтереста и просьбой повторить точь-в-точь, и я конечно в таком случае предлагаю свои варианты, либо отказываю. Никогда не соглашаюсь повторять чьи-то изделия, а также фирменные техники и декоративные элементы. В основном заказчики приходят либо с какой-то общей идеей, которую я обыгрываю в эскизах, и мы обсуждаем конечный вариант, либо, что чаще, с запросом «мне нравится, что ты делаешь, хочу что-нибудь в твоем стиле». К слову, как такового устоявшегося стиля у меня нет, и я пока что к этому не стремлюсь, но полагаю, что все-таки мои украшения узнаваемы и отпечаток авторства сохраняют.

Однако я не стала бы сравнивать украшение с картиной, потому что когда мы говорим об изделиях, предназначенных для ежедневной эксплуатации, а не созданных в качестве предметов искусства для какой-нибудь выставки, во главу угла ставится ряд технических требований, отвечающих за долговечность, комфорт при носке, насколько украшение визуально удачно будет выглядеть в целом и на конкретном человеке и т.д. И вообще, с каким бы вниманием и трепетом я не относилась к своим задумкам, все-таки для меня это утилитарное и больше про дизайн, нежели про искусство в чистом виде. Когда у Вас спрашивают, что за картина висит у вас на стене, вы называете имя художника. Если у вас спросят, чье кольцо лежит на столе, вы наверное в первую очередь ответите «мое», а потом уже может быть вспомните, где его купили.
Возможно, это не лучшая аллегория, но смысл в том, что это вещь, которая делается для удобства и удовольствия покупателя. Так и должно быть, и я отдаю себе отчет в том, что сколько бы ни вложила себя в конкретное изделие, как только я передаю его в руки заказчика, оно перестает мне принадлежать во всех смыслах. Хотя сама иногда в процессе работы очень увлекаюсь, бывает даже грустно отдавать, но потом мне присылают довольные сообщения о том, как носят, не снимая, и я тешу себя фантазиями, что частички меня хранятся у разных людей по стране, и меня это очень радует.

Это правда сложный вопрос, немного такой «на грани». Сложно выдержать баланс объективности, но при этом продолжать делать что-то большее, чем просто ремесло и серийное производство. Поэтому слегка романтизируем, но не перебарщиваем.
Как найти баланс между свободным творчеством и заказами?
Создание чего угодно на заказ всегда требует в разы больше энергозатрат, ввиду большей вовлеченности, ответственности и ограничений. В каждую такую работу я погружаюсь с головой, и периодически это истощает. Но ограничения — это также моя главная точка роста, обычно именно в работе по индивидуальному заказу приходится сталкиваться со сложностями, требующими новых подходов и решений. Часто приходится искать и использовать какие-то нестандартные вставки, я то выпиливаю шестиугольники из янтаря, то креплю необработанные камни. Такое редко с самого начала проходит гладко, но зато в итоге растет навык и уверенность. Я грешу тем, что когда делаю что-то просто так, не на заказ, и сталкиваюсь с какой-то технической проблемой, могу от вседозволенности полениться и просто поменять конструкцию на более комфортную и привычную для меня. Да и в целом часто делаю что-то без эскиза, не зная точно, что выйдет в итоге.
Будешь биться над утвержденным вариантом до конца
Когда есть ответственность перед заказчиком, так уже не получится
Хотя нередко и сама себе придумываю задания под определенные навыки, которым хочу обучиться. Вот мне захотелось научиться заклепке – сделала серьги с английским замком. Захотелось научиться наносить резьбу – сделала кучку сережек на резьбе. Все изделия, которые я выставляю на продажу, я делаю такими, чтобы, если никто не купит, я не расстроюсь и буду носить сама. И вообще все это в первую очередь для себя. Если меня интересуют в данный момент серьги, я буду делать серьги, о которых мечтаю. Даже если в итоге решу сама не носить, а продать (обычно так и происходит). Бывает такое, когда готовишь какое-то сложное вычурное блюдо, насыщаешься уже в процессе готовки, и хочется уже не самому есть, а кого-то угостить. Вот примерно так же меня удовлетворяет процесс, а украшения я сама ношу уже довольно редко.

С каким символом города тебе, как ювелиру, было бы интересно поработать?
Я не очень хорошо орудую универсальными образами и, признаться честно, не нахожу душу города в современности. Наверное, я бы вспомнила какие-нибудь народные промыслы, которых в истории Тулы достаточно. У бренда Qari Qris в коллекции «Сказка» есть дымковская подвеска-лошадка. Я ей абсолютно очарована, и когда увидела в первый раз, вспомнила нашу филимоновскую игрушку. Я бы сделала что-то такое милое и уютное, что стало бы человеку, покинувшему Тулу, теплым напоминанием о доме. Иностранцам и всем, кто мало знаком с нашим краем, я рассказываю про самовары, для меня это, пожалуй, важный элемент идентичности. У нас в семье самовар самый обычный, но передается по наследству, и самоварное чаепитие для меня с детства важный ритуал.

Еще одно явление в Туле, сосредоточившее в себе много приятных воспоминаний, — Динозавр, он же Памятник Теще. Я сейчас часто мимо него хожу, и у меня появились на него другие планы, не ювелирные, но о них я пока рассказывать не буду, вдруг когда-нибудь сделаю.
Локальный бренд ювелирных украшений Qari Qris с шоурумом в центре Москвы. Коллекции бренда — самостоятельные истории, объединенные общей дизайн-концепцией.
В какой культуре ты находишь вдохновение?
Каждый раз, когда бываю в новом месте, я хожу в археологические и исторические музеи, чтобы поразглядывать цацки, посуду, предметы быта, оружие и все-все из металла. Кстати насчет традиционных костюмов, недавно посетила музей МХТ им. Чехова и, увидев театральный костюм Снегурочки для одноименной пьесы Островского (на ней как раз была такая рогатая кика с помпонами), погрузилась в изучение русских головных уборов. Интереснее всего, конечно, северные.

Так что мне было бы очень сложно назвать культуру, которая бы меня не вдохновляла. Если узко по своей теме, больше всего люблю немного наивное ювелирное искусство древних цивилизаций, стран Африки, минойское и византийское. А если вообще, особенно интересуюсь сейчас культурой коренных жителей Океании, меня вдохновляет этот мистический самобытный мир, настолько далекий от европейского. Особое место в моем сердце занимает островная Греция, которую мне довелось объездить, и именно в разговорах с местными ювелирами впервые родилась мысль, что хочется так же. Я немного знаю греческий язык и решила назвать свой маленький бренд украшений греческим названием и добавить щепотку атмосферы той Греции, которую я знаю. Но в моих изделиях нет прямых отсылок к греческой и какой-либо еще культуре. Скорее из моих личных впечатлений от того, что я видела, создалась сама собой такая вымышленная символическая вселенная. Я придерживаюсь такого подхода, что нужно впитывать как можно больше всего на протяжении жизни, и весь этот багаж эстетического опыта должен проявляться в работе неосознанно, а не подыскиваться под конкретные задумки.
— моя новая «римская империя»
Богатые, нарядные псковские кокошники «шишаки», вышитые жемчугами
Что больше подходит для творчества: город или свой дом?
Я точно не городской житель и стараюсь почаще сбегать в деревню, но не дичать совсем. Поддерживаю режим регулярной смены обстановки и в данный период времени хожу на обычную работу в офис, чтобы держать себя в тонусе и оставаться способной придумывать. Мне важно, чтобы у меня сознание не слипалось, как макароны, для этого нужно постоянно перемешивать: чередовать деятельность, перемещаться, интересоваться разными темами. Созерцание природы меня неизменно воскрешает и вдохновляет как на жизнь в целом, так и на творчество, когда я подглядываю изгибы, фактуры и цвета у растений, скал или моря. Поскольку однообразия средней полосы не всегда достаточно для этих целей, путешествую по возможности и привожу с собой камни, палки и другие сокровища. Сокровищница уже настолько велика, что не вмещается по коробкам, и всякие ветки, булыжники и лишайники раскиданы в каждом углу и используются как подставки, реквизит для фотографий и просто антистресс. Этот природный бардак делает мой основной дом в Туле по-настоящему домом. А еще природные материалы иногда использую и в работе с металлом. Например, сделала себе фурнитуру для комода, сняв форму с обмытой морем деревяшки.
* В переводе с греческого «ясное небо молний не боится»
Καθαρός ουρανός αστραπές δεν φοβάται
Мне кажется, все, что я делаю, пропитано природными мотивами, не всегда очевидно и не всегда визуально. Я воплощаю идеи через образность, метафоры и тактильные ощущения. Есть кольцо на тему ассоциации с погружением в воду, когда задерживаешь дыхание, глубоко ныряешь и выдыхаешь, наблюдая за тем, как пузыри воздуха поднимаются наружу, поблескивая, соединяясь и разделяясь. Я трогаю это кольцо холодным зимним вечером, кручу на пальце и вспоминаю, каково это. Наверное, я просто кинестетик, и мне так понятнее. Но это также какая-то часть от искусства, которую я хочу сохранить в том, что делаю. Я бы хотела надеяться, что у меня получается передавать образы природы через разные чувства, а не только прямые визуальные ассоциации.
Как город влияет на тебя?
Лично я не ассоциирую себя с местоположением, у меня свой слегка замкнутый мир, который мало зависит от окружающего и редко с ним пересекается. Но зная, что для большинства моих знакомых из других городов Тула — это только заводы и пряники, мне приятно внести разнообразие в их ассоциативный ряд.

В целом, что касается моей деятельности, мне пока что все подходит. Все-таки в том, что «Тула веками оружие ковала», есть и некоторое преимущество для людей, работающих с металлом. Для многих этапов литья и обработки металла требуется внушительное оборудование, и одному организовать себе такую мастерскую, в которой будет все, — очень дорого и неразумно. Я знаю, что далеко не во всех городах мастерам есть где отлить свои изделия, а те же греки с островов за этим вынуждены вовсе плыть на материк, скажем, в Афины. В Туле достаточно большое комьюнити, и всегда есть к кому обратиться за тем или иным процессом. А в случае чего и столица недалеко. А еще, кроме своих украшений, я иногда подрабатываю, например, на деталях для тех же самоваров. Для меня это приятный бонус.
Продолжить знакомство с Тулой:
Спасибо, что прочитали этот материал до конца. Узнали про Тулу что-то новое из этой статьи? Отправляйте ссылку на неё друзьям и знакомым — это лучший способ показать, что вам было интересно! Репосты поддерживают желание выпускать такие тексты чаще и привлекают новых авторов, серьезных специалистов и специалисток, чтобы мы вместе могли создать больше интересных статей.

В статье использованы фотографии Валентины Афанасьевой.
Материал придумала и подготовила Катя Бузова.